Вы когда-нибудь слышали о собаках-врачах? А о том, что «терапия обнимашками» формирует положительные эмоции, избавляет от гнева, агрессии, тревоги и стресса? В Благотворительном фонде «Синара» стартовал уникальный проект «Волонтер – это звучит гордо!». Его участники научатся основам канистерапии, получают базовые знания по кинологии, возрастной психологии, изучают алгоритмы обучения собак и методики психологической подготовки волонтерской деятельности. После теоретического блока добровольцы пройдут стажировку в социальных учреждениях и попробуют изменить жизнь детей и взрослых к лучшему. Куратор программы Марина Иванова рассказала об уникальной методике психологической поддержки людей с помощью собак.
– Марина, что такое канистерапия?
– Канистерапия – это особая форма лечения с помощью общения со специально отобранными и обученными собаками. Такая терапия помогает в адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. В проекте «Волонтер – это звучит гордо!» мы занимаемся формированием и развитием у людей с особенностями развития или находящихся в трудной жизненной ситуации коммуникативных, бытовых и социальных навыков. Также прорабатываем страхи, состояния тревожности, помогаем обрести людям уверенность в себе, учимся управлять психоэмоциональным состоянием.
– Как стать участником проекта?
– Нужно заполнить анкету (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScHA_BBHbASXHQi1H84_tC28itWCH1ySAIgXJ67KgawJm7KxQ/viewform) на сайте Благотворительного фонда «Синара» в разделе «Именные проекты». Со всеми заявителями мы свяжемся, договоримся на встречу-знакомство. Обучение пройдет в онлайн-формате. Требования к волонтерам – любить животных, коммуникативные способности, возраст от 18 лет (с 16 лет - с письменного разрешения родителей). К собакам – возраст от 6 месяцев, базовое послушание, отсутствие агрессии.
– Волонтеры прошли обучение, сдали итоговый тест. Что дальше?
– После обучения, которое длится полгода, участников ждет обязательная стажировка в социальных учреждениях Екатеринбурга, Орска, Таганрога и Волжского. Полученные знания помогут волонтерам и собакам-терапевтам приносить хороший эмоциональный настрой людям, нуждающимся в поддержке. В Екатеринбурге канистерапия активно развивается, и теперь мы внедряем это направление в регионы. Потребность в развитии метода реабилитации людей с участием специально обученных собак обусловлена многочисленными запросами социальных и медицинских организаций. Также напряженность общества, связанная с последствиями пандемии, рождает увеличенный спрос на щадящие, гуманитарные способы психологической помощи и психоэмоциональной поддержки.
– Есть стоп-породы собак, которые не могут принять участие в проекте?
– Стоп-пород нет. В канистерапию не допускаются животные, прошедшие курс защитно-караульной службы. По опыту могу сказать, что легче работать с питомцами, чьи породные склонности – желание общаться с людьми, выдержка. Сложнее тем, у кого зооагрессия является породным признаком – таких животных мы выявляем на первом тестировании и не допускаем к дальнейшей работе. Также непросто будет собакам-индивидуалистам, которых раздражает или пугает постоянное общение с посторонними людьми. Отмечу, что каждый мохнатый волонтёр рассматривается индивидуально. Могу перечислить известных мне успешных собак-терапевтов по породам: йоркширские терьеры, чихуахуа, ирландский терьер, керри-блю терьер, ирландский волкодав, золотистый ретривер, лабрадор, бигль, московская сторожевая, американский булли, стаффордширский терьер, пудель, немецкая овчарка, шелти, бордер-колли, бобтейл.
– Марина, с какими заболеваниями работают канистерапевты?
– Диагнозы, при которых показана канистерапия: детский церебральный паралич, синдром Дауна, расстройство аутистического спектра, психические расстройства – шизофрения, паранойя, умственная отсталость – задержки психического, речевого, моторного развития, аутоиммунные заболевания у детей и взрослых. Депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство, старческие изменения, паллиативные заболевания в терминальной стадии в том числе.
– Можете привести примеры из практики удачного применения этой методики?
– Трогательных примеров много. Из недавнего: в одном из детских домов есть мальчик 5 лет с межпозвоночной грыжей – у него атрофируются ножки. Если не сделать операцию, он станет инвалидом-колясочником. Плюс у ребенка имеется аутистический спектр, эхолалия, социально-педагогическая запущенность: ребенок практически не говорил, плакал при попытках пообщаться с ним, боялся мужчин и любых животных крупнее котенка. Сначала с ним начинал работу волонтер с йоркширским терьером. За 2 месяца еженедельных занятий мальчик перестал закрывать голову и ушки руками, узнал и начал применять много новых слов, необходимых для игры с собачкой, стал передвигаться по залу самостоятельно с опорой на ручки. А самое забавное, что он понял: во время занятия с ним за шторкой прячутся и другие собачки. Малыш научился обходить ведущего и проникать за ограждение. На последнем занятии мы дали ему возможность познакомиться уже с крупными собаками, такими как австралийская овчарка и лабрадоры. Когда мальчик подполз к лабрадору Раде, он заглянул ей в мордочку, подумал и сказал: «Это щенок». Я от удивления чуть поводок не уронила. Годовалый лабрадор ростом такой же, как и взрослые собаки. Чтобы понять, что это щенок, мальчик должен был обработать уйму информации, осознать её, перешагнуть свои страхи и сформулировать мысль. И у него это получилось. Именно Раду он стал обнимать и гладить, признав равную по возрасту.
Присоединиться к проекту можно на практически в любое время. В течение апреля и мая в Екатеринбурге, Волжском, Таганроге и Орске будут проходить отборочные тесты волонтеров и собак, затем начнутся онлайн-курсы, а уже летом пойдут первые стажировки. Сдача сертификационного тестирования состоится ближе к концу года.