30 марта в Управлении Росреестра по Свердловской области (далее - Управление) состоялось первое в этом году заседание Общественного совета (далее - Совет).
Заседание приветственным словом открыл председатель Совета Киселёв Виктор Николаевич, обозначив значимость и актуальность доступности услуг Росреестра для граждан в период ограничительных мер.
В рамках повестки перед участниками заседания выступила начальник отдела регистрации недвижимости в электронном виде и арестов К.А. Шакинко с докладом «Деятельность в учётно-регистрационной сфере за 2020 год: развитие электронных сервисов Росреестра».
В докладе были представлены результаты работы Управления в 2020 году в части осуществления учётно-регистрационных действий: всего было зарегистрировано 940 746 прав и обременений. По сравнению с 2019 г. на 2% увеличилось количество зарегистрированных прав на жилые помещения и на 20 % количество прав на машино-места.
Особо было отмечено, что за последний год доля электронной регистрации выросла на 20%: в 2019 – составляла 24% от общего количества заявлений, за прошедший год – 33%.
В настоящее время исключительно на электронный документооборот в учётно-регистрационной сфере перешли ОГВ и ОМС, а также нотариусы, доля заявлений которых в электронном виде составляет 99,9 %.
Вместе с тем достаточно активными потребителями государственной услуги по государственной регистрации прав с использованием электронных сервисов являются банки и иные кредитные организации. Развитие рынка недвижимости и системы жилищного кредитования, а также введенные государством меры поддержки способствовали увеличению сделок по купле-продаже квартир.
Законодательством установлена более упрощенная процедура подачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в электронном виде. Если сделка совершается на площадке банка и документы в орган регистрации предоставляются через электронные сервисы банка, то собственнику недвижимости не требуется предварительное предоставление в орган регистрации заявления о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Эта возможность активно используется участниками рынка недвижимости, об этом свидетельствует рост доли поданных заявлений в электронном виде с использование информационных технологий кредитных организаций с 18% до 30% за последние два года.
«Возросла тенденция использования электронных сервисов и в деятельности застройщиков. Если в 2019 году доля заявлений в электронном виде от общего количества заявлений застройщиков составляла 22%, то в 2020 году составляет уже 64%. Застройщики подают в электронном виде документов на государственную регистрацию ДДУ, дополнительных соглашений, договора уступки, а также права собственности на вновь построенные объекты недвижимости», - сообщила в ходе своего выступления Ксения Алексеевна Шакинко.
По словам руководителя Управления И.Н. Цыганаша, в 2021 году Управление планирует продолжать развитие проекта «Школы Росреестра» для рассмотрения проблемных вопросов не только учётно - регистрационных действий, но и касающихся земельного надзора, кадастровой оценки и деятельности саморегулируемых организаций. Кроме того, планируется проведение ряда рабочих встреч с представителями профессиональных сообществ с целью привлечения их к электронной форме взаимодействия с ведомством.
«В настоящее время Управление участвует в пилотной программе тестирования нового личного кабинета сайта Росреестра, целью которой является создание удобного и доступного любому лицу в использовании электронного сервиса», - отметил Игорь Николаевич Цыганаш в завершении заседания.