Видя на улице собаку, мы умиляемся, пугаемся или просто не обращаем внимания на хвостатое существо. Скорее всего, мало кто задумывается о том, что собака это не только верный друг человека, но и самый преданный напарник, готовый при необходимости отдать свою жизнь, взамен человечьей. В Тюмени есть Центр подготовки личного состава кинологической службы Уральского округа ВНГ РФ, где готовят будущих служебных собак и кинологов. Журналист ИА «Уральского Меридиана» пообщалась со специалистом центра по подготовке минно-розыскных собак, старшим прапорщиком Русланом Трушниковым.
Как происходит отбор собак на службу? Каких пород принимают на службу? По каким критериям становится понятно, что пес годен или не годен?
Собак отбирают с самого детства, так как у нас здесь находится питомник и рота разведения служебных собак. Примерно до полугода щенки находятся у них. В этот период будущим четвероногим сотрудникам ставят основные навыки, учат их кусаться на тренировочных предметах (например, тряпочки). Таким образом, если щенок хорошо кусается, проявляет агрессию, тех оставляют на патрульно-розыскную службу. А те, кто менее агрессивны, слабо кусаются, их отправляют на минно-розыскную деятельность. Конечно, проводят и тесты. Среди них и на боязнь, и на привязанность к человеку. Если собака, например, боится чего-то со щенячьего возраста, то им помогают привыкнуть к таким звукам и, если пес боится звука пластиковых бутылок или железок, то в процессе работы с ним кинологи приучают к восприятию таких звуков. Собаки как дети же.
В нашем центре готовят к службе собак двух пород: бельгийская и немецкая овчарки. К нам часто приезжают на обучение сотрудники с округа со своими собаками. Среди них есть и спаниели, черный русский терьер, но их на службе можно увидеть редко, лабрадоры. Хочется отметить, что также проводят тренировки для кинологов не только Уральского округа Росгвардии и их четвероногих напарников, но специалистов из других федеральных округов.
В полиции некоторое время служил необычный четвероногий сотрудник - корги. Скажите, пожалуйста, не планируется ли в Центре разведение каких-то необычных парод служебных собак?
Нет, думаю, что нет. Те же самые корги для службы в подразделениях Росгвардии не годятся. Задачи стоящие перед нашими кинологами и их четвероногими напарниками стоят очень сложные. И вот, например, тот же самый корги не сможет выполнять поставленные задачи в суровых условиях: лесах или горах.
Есть такое мнение, что ни человек выбирает собаку, а четвероногий друг выбирает своего человека? Если это правда, то как это действует во время, когда кинолог « получает» нового сотрудника?
Мне кажется, что такое мнение уместно для гражданских структур, где собака выбирает своего специалиста. У нас все-таки специалист выбирает собаку для себя. Потому что там много факторов, таких как темперамент, чтобы понимать, где дать собаке волю, а где наоборот усмирить.
Бывает такое, что щенки не проходят отбор на службу. Что с ними будет дальше? Какова их судьба?
Забракованных собак, как правило, забирают сами военнослужащие или мы пристраиваем их в хорошие руки. Щенки также пристраиваются в хорошие руки, но в основном в нашем центре рождаются здоровые и крепкие собаки, которые в дальнейшем становятся взрослыми, самостоятельными животными.
У военнослужащих и сотрудников есть форма, а у служебных собак есть своя экипировка? Она различается по времени года или условиям погоды, условиям службы?
У них одна форма это шерсть, шерстяной покров. Имеются, конечно, бронежилеты и даже маски, противогазы и очки. Бронежилеты защищают собак от удара ножа и осколков. У нас в центре они тоже имеются. Применяются они при выполнении боевых и служебных задач, а при повседневной деятельности собаки ходят без таких приспособлений. У четвероногих сотрудников есть специальные шлейки, которые имеют несколько отделений-кармашков. В них располагаются корм, индивидуально-перевязочный пакет для животного( это на случай, если животное получит траву при выполнении задачи).
Расскажите, пожалуйста, как происходит ежедневная тренировка хвостатого сотрудника?
Возьмем для примера тренировку минно-розыскных собак, так как я с ними работаю. Первая, самая начальная подготовка минно-розыскной собаки проходит довольной просто: ставится конус-имитатор. К нему должно подойти животное. Площадка должна быть свободная. Это действие специалист поощряет чем-то вкусным. Со временем животное привыкает и уже самостоятельно подходит к конусу, откуда идет запах имитирующий взрывчатое вещество. Через пару занятий, когда действие отточено, можно перейти к следующему этапу. Ставится два конуса. Собака должна выбрать тот конус, где что-то есть, животное подходит сует нос в конус и уже определяет, где могло быть взрывчатое вещество. Это опять же все поощряется. Количество конусов увеличиваются. Собаку учим обозначать, что она что-то обнаружила. Либо механическим воздействием: лечь, сесть рядом с найденным «взрывчатым» веществом. Либо голосом. Собаку приучают к машине. Делают это либо с помощью лакомства или при помощи мячика, если собака больше нацелена на игру. Животное должно найти обнаружить мячик или лакомство, которое прячут в машине. Делается это все с многократным повторением, которое позволяет довести все до автоматизма.
У четвероногих сотрудников, как и у людей, есть физическая подготовка. Собаки должны уметь преодолевать высокие лестницы, проползать в замкнутых пространствах и даже перепрыгивать через двухметровые ямы.
Прямо полоса препятствий как у спецназа.
Да, это действительно так. Потому что у нас, у минно-розыскных собак постоянно нужно где-то проползти, пролезть и обнаружить взрывчатое вещество. Да, даже для патрульно-розыскной собаки это важно, потому что она должна понимать, что вот ей может это понадобиться, и она должна уметь это сделать.
А проводятся ли какие-нибудь тренировки собак по взаимодействию с людьми? Ведь, например, может случиться, так что собака обнаружит человека, который будет окружен взрывчаткой.
Этому учат тех собак, которые несут службу в аэропортах. У нас же задачи иные. Мы люди военные и работаем по объектам: машины, помещения и ручная кладь, оставленная несознательными гражданами, местность и дорога. А на людей это все-таки больше в аэропортах учат. Этому можно и наших собак научить, но специфика нашей деятельности это не подразумевает. Грубо говоря, если человек заминировался, то, скорее всего он делает свое грязное дело и сам сознательно пошел на такой шаг.
Любой боец на вряд-ли откажется от порции еды, а чем кормят хвостатых сотрудников?
У нас в центре кормят специализированным кормом. А для поощрения на тренировках и при выполнении служебных задач тут уж кто на что горазд. Я, например, своих подопечных поощряю только мясом. Это все-таки хищные животные, а значит мясо для них более приемлемо.
Когда и при каких обстоятельствах четвероногие сотрудники уходят на «пенсию»? Какова их судьба в дальнейшем?
За наших песиков мы очень переживаем. И когда наступает такой момент, когда собаке нужен заслуженный отдых, то мы стараемся их пристроить в хорошие руки. Чаще всего их забирают сами кинологи, но иногда мы находим для хвостатых хозяев из гражданских людей. Желающих иметь хорошо подготовленную собаку очень много. Даже среди моих знакомых частенько поступают запросы, а нет ли собаки, которая подлежит списанию. Собак передаем исключительно в добрые руки.
Это хорошо, что специалисты могут забрать своих служебных собак себе домой. Но ведь у них наверняка есть и свои домашние собаки. Есть ли какая-либо программа для того, чтобы гражданская собака привыкла к новому члену семьи, к новой собаке?
Такое редко, что у кого-то есть дома еще одна собака. Это очень-очень редко. Кинологи полностью посвящают себя службе и служебной собаке. Если все же у кинолога есть дома собака, то в центр ее не приводят. «Гражданским» четвероногим путь закрыт. Это все-таки постороннее животное, которое может что-нибудь занести не очень хорошее.
Поступил вызов. Кинологи выдвигаются на задания. Какие действия происходят в этот момент?
При нахождении подозрительного предмета место отцепляется, чтобы обезопасить жизни людей. Кинолог с собакой выдвигается на поиск. При выполнении заданий собака идет впереди кинолога, чтобы человек остался жив. Безусловно, жалко, когда погибают четвероногие напарники, но они рождены, чтобы служить, чтобы человек (кинолог) смог вернуться домой к близким целым и невредимым. Если собака находит что-то, то она останется на месте и подаст знак, что там что-то есть. Если нет, то она вернется к хозяину и всем видом покажет, что там «пусто».
Вопрос немного личный. А у вас есть дома собака? Нет ли с её стороны ревности по отношению к четвероногому напарнику?
Нет, собаки у меня нет. Здесь в центре и так много животных. На службе у меня в подчинении их две. Один пес у меня уже служит, а вторая только готовится к службе, ей всего 10 месяцев. В центре проходят подготовку и переподготовку сотрудники и военные, большую часть времени мы занимаемся с их собаками.
А сколько у кинолога может быть четвероногих напарников? Есть ли какие-то ограничения?
Кинологу в принципе хватает одной собаки. Работа трудная и тяжелая, поэтому одной достаточно. Но у меня лично две собаки. Один подготовленный, все знает и умеет. Всю свою силу и энергию нужно куда-то девать, повышать профессионализм свой…. Вот я взял вторую собаку. Чему я научу ученого пса?! Я в него уже все вложил, всему научил. Сейчас только поддерживаю его работоспособность. А упор делаю на вторую собаку.
Что бы вы могли пожелать кинологам?
Самый главный совет для специалистов, которые работают с собаками - это любить своего четвероногого напарника.
Фото-превью: специалист кинологического центра, старший прапорщик Руслан Трушников