Тема формирования правильного технического задания по государственным закупкам вновь в центре внимания экспертов Уральской ТПП. На этот раз - речь о цивилизации рынка сервисного обслуживания медицинского оборудования.
На площадке Палаты состоялось первое в 2020 году заседание Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности, в работе которого приняли участие представители медицинских учреждений и сервисных организаций Уральского федерального округа. В центре внимания - проблемы недобросовестной конкуренции на рынке сервисного обслуживания высокотехнологичного медицинского оборудования.
Открывая заседание комитета, вице-президент Уральской ТПП Светлана Окулова отметила, что тема сервисного обслуживания сложной медтехники обсуждается на комитете не в первый раз, потому что она очень болезненная как для заказчиков, так и для контролирующих государственных органов. И здесь может быть очень полезен опыт экспертов ТПП, регулярно консультирующих стороны контрактов.
Руководитель комиссии по этике комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности Александр Шумский утверждает, что конкурентную ситуацию на рынке нельзя назвать здоровой. Распространена ситуация, когда на аукционе с помощью демпинга побеждают недобросовестные организации, и кончается это, как правило, выходом из строя дорогостоящего оборудования.
Встречаются и случаи откровенного террора по отношению к заказчикам. Контрактный управляющий городской больницы №3 Миасса Ольга Четвергова рассказала, что учреждение не может заключить контракт на обслуживание компьютерного томографа, поскольку одна из сервисных компаний пишет ежедневно запросы, в которых настаивает снять законные требования к обслуживанию техники, чем срывает уже третий аукцион.
Эксперты, входящие в Комитет, считают, что одна из главных проблем рынка сервисного обслуживания заключается в отсутствии взаимопонимания между заказчиками и производителями медтехники. Кроме того, медицинские учреждения часто не умеют пользоваться законодательством, которое предоставляет механизмы для противодействия недобросовестным исполнителям. Отсюда возникает неэффективное, а иногда и нецелевое использование бюджетных средств.
Выход, по мнению Александра Шумского, заключается в правильном составлении технического задания на обслуживание. Помочь в этом может постановление президиума ВАС от 28 12. 2010 г. № 11017/10, в котором говорится, что задача заказчика – удовлетворение своих потребностей, а не обеспечение доступа к торгам максимально возможного круга лиц.
Соответственно, речь в задании должна идти об оказании услуг по техническому обеспечению работоспособности конкретной службы больницы (диагностической, анестезиологической и т. д.), а не услуг по техническому обслуживанию оборудования, которое является лишь маленькой частью потребности заказчика.
Для недопущения на рынок неквалифицированных компаний эксперты советуют указывать в задании, что поддержание работоспособности оборудования в рамках исполнения контракта осуществляется в соответствии с нормативным документом производителя, которым регламентируется обслуживание и ремонт оборудования. Это позволит отсечь тех, у кого нет купленного у производителя права на интеллектуальную собственность, каковой является ремонтная документация, и соответствующего диагностического оборудования.
Заказчик также вправе потребовать от сервисной компании документы, подтверждающие легальное происхождение деталей, которые применяются при ремонте техники. К приемке результатов работ (услуг) можно привлечь представителя производителя, а само сервисное обслуживание дорогого оборудования – застраховать.
Александр Шумский подчеркивает, что не обязательно обращаться только к производителю: на рынке достаточно компаний, которые обладают всеми законными правами на обслуживание медтехники. Главное – грамотно написать техническое задание.
Уральская ТПП может помочь в его составлении и, в случае необходимости, готова оказывать содействие при обращении в контролирующие государственные органы.