Наибольшее сокращение выдачи пришлось на сегмент небольших займов (займов до зарплаты).
По данным 3000 микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов), передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне-августе 2019 года общее количество выданных займов МФО составило 4,27 млн ед. Это на 8,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года (4,66 млн ед.).
При этом сокращение выдачи происходит только в сегментах самых небольших займов (займов до зарплаты) - до 10 тыс. руб. и от 10 до 20 тыс. руб. Так, летом 2019 года количество таких займов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 13,8% и 2,7% соответственно.
В регионах РФ летом 2019 года динамика выдачи займов МФО оказалась разнонаправленной. Самую серьезную динамику снижения числа выданных займов (среди 30 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года продемонстрировали Кемеровская область (-20,5%) и Алтайский край (-17,2%), а также Волгоградская (-16,8%), Новосибирская (-15,9%) и Иркутская (-15,4%) области. В то же время, некоторые регионы продемонстрировали небольшой рост выдачи займов МФО, в том числе, в Ставропольском крае (+11,1%), а также в Московской (+6,0%), Челябинской (+4,9%) и Свердловской (+0,2%) областях.
«Стоит отметить, что сокращение количества выданных займов в самом массовом сегменте (займы до зарплаты) происходит на фоне общего снижения рентабельности микрофинансового бизнеса, - считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Многие МФО уже не так активно предоставляют совсем небольшие займы новым заемщикам, а, скорее, стараются кредитовать уже «проверенных» клиентов, которым можно делегировать займы на суммы свыше 10 тысяч рублей. По нашему мнению, основной причиной снижения рентабельности микрокредитования, прежде всего, являются мероприятия Банка России по «охлаждению» микрофинансового рынка, в т.ч. по ограничению стоимости микрозаймов. Таким образом, рынок микрофинансирования меняется в сторону повышения качества оценки риск-профиля своих клиентов и снижения аппетита к риску. Все это ведет к снижению просроченной задолженности, росту среднего чека займа, диверсификации продуктовой линейки и каналов взаимодействия с клиентами».