Секретарь Союза журналистов России, председатель экспертного совета ежегодного конкурса «10 лучших газет России», кандидат филологических наук, лауреат премии «Золотое перо России» - Владимир Касютин личность в медиасреде известная. В конце мая он примет участие в XXI фестивале средств массовой информации, который пройдет в Троицке.
На фестивале Владимир Касютин выступит в роли модератора двух круглых столов: «Газета – веб-сайт – социальные сети: как делать меньше, а получать больше» и «Соцпроекты в региональных СМИ: можно ли на них заработать?» Владимир Касютин рассказал об особенностях этих круглых столов фестиваля и ответил на вопросы ИД «Губернии».
- На первом круглом столе мы обсудим главную проблему российской прессы, когда денег от продажи тиражей и рекламы все меньше, квалифицированных кадров не хватает, но работы с каждым днем становится все больше, ведь надо не только не опускать планку принта, но и работать с веб-сайтом и пабликами. Массы активно перетекают в сети, а у нас прибыло полку юных экспертов, знающих, как собрать тысячи лайков. Увы, что они советуют, часто не коррелируется с задачами местной прессы. У нас выступят практики, и я надеюсь, общими усилиями, с помощью челябинских коллег, мы сформулируем свод положений, которые помогут сократить расход времени и сил на производство и продвижение нужного аудитории серьезного контента в оффлайне и онлайне.
- Изменит ли ситуацию SMM-специалист или журналисты должны сами учиться работать в соцсетях?
- Smm-маркетолог не придет в редакцию районной газеты, а если придет и у него что-то получится, то ненадолго, потом специалист все равно уедет в большой город. Никто лучше нас самих не продаст и не продвинет наши газеты. Учиться надо адаптировать контент к потребностям аудитории в сетях, а не тупо выставлять официоз, собирающий три лайка в день. Есть прекрасные примеры. Посмотрите, что делает в Instagram (Запрещенная в РФ организация) «Амурская правда» из Благовещенска или «Городские вести» из Ревды «ВКонтакте». Нередко журналисты в сетях наступают на привычные грабли – воспроизводят одностороннюю модель коммуникаций, сами пишут, сами снимают, сами расставляют все точки. Непрофессионалы в наших пабликах должны делать не менее пятидесяти процентов контента. Нам надо использовать энергию аудитории, чтобы сокращать нагрузку на журналистов и в газете, и в сетях. Активизация обратной связи становится экономической составляющей. Меньше, да лучше - в данном случае работает ленинский лозунг. Пусть корреспондент вместо пяти средне-слабых материалов сделает один сильный, остальное пространство отдадим читателям-зрителям. Они только спасибо скажут.
- Владимир Леонидович, вам удалось побывать почти во всех российских регионах. В каких из них наиболее сильная пресса?
- Я бы разделил издания областного уровня и районно-городского. Нередко в регионах сильные областные издания, но совершенно запущенные муниципальные. Есть области, о газетах которых мы много лет ничего не слышим. Сила зависит от многих факторов. Один из определяющих – региональная информационная политика, ее преемственность, там, где отраслевые органы власти проявляют интерес и способствуют развитию прессы, результаты видны. У всех на слуху местная пресса Воронежской области. За пять лет коллеги сделали мощный рывок, и, пожалуй, нигде сегодня нет такого количества современных муниципальных газет. В лидерах и Челябинская область, посмотрите, многие редакторы челябинских изданий известны стране, они побеждают в конкурсах, запускают новаторские проекты, ваши районные газеты подчас интереснее и привлекательнее столичных. Проекта, подобного вашей «Кукурузе», когда редакторы районных газет собираются и обмениваются опытом, в стране нет, а голливудская история «Копейского рабочего» прославила его на весь мир.
- Наверное, самочувствие средств массовой информации зависит и от общей экономической ситуации, складывающейся в регионе. Корректно ли будет сравнивать, к примеру, Челябинскую и Курганскую области?
- Согласен. Но прямой зависимости нет. Если вы внимательно посмотрите на прессу самых богатых территорий страны, неизбежны разочарования. Мало денег – плохо для прессы, но и много – тоже. Зачем сильный редактор, если все финансовые вопросы редакции решаются «на раз», проще держать покорного, который будет выпускать красивый бесплатный симулякр. Важнее человеческий потенциал территории, проявляющийся и в качестве тех, кто приходит в редакции, и тех, кто принимает управленческие решения, и тех, кто читает газеты и веб-сайты. Челябинская область обладает таким потенциалом, поэтому у вас всегда было много интересных журналистских проектов, реализовавшихся в разные годы, несмотря на объективные и субъективные трудности и проблемы. Нельзя не сказать доброе слово и в адрес челябинского фестиваля СМИ. Это не просто одно из праздничных мероприятий, он реально позитивно влияет на качество журналистики в регионе. Чтобы объективно оценить свое место в рейтинге территорий, посмотрите на свои газеты и газеты коллег, и вы все поймете.
Корреспондент: Галина Гонина-Новикова.
Ревда Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.