В рамках инклюзивной программы Ельцин Центра стартовала серия лекций, ворк-шопов и мастер-классов, посвященных взаимодействию с людьми с инвалидностью. При этом речь пойдет как об инклюзивных мероприятиях, так и о работе над восприятием обществом людей с особыми возможностями здоровья.
Партнером проекта стала Ассоциация «Особые люди», которая в течение вот уже трех лет активно развивает инклюзивную культуру на территории Екатеринбурга и Свердловской области. Инициативы Ассоциации поддерживаются и губернатором области, предоставившим для проектов организации здание земской школы. Цель проекта – максимально подготовить екатеринбуржцев, работающих в самых разных сферах общественной жизни, бизнеса и городского хозяйства к эффективному взаимодействию с согражданими, имеющими особенности здоровья и развития. При этом сделав его комфортным и для тех, и для других.
Первый ворк-шоп программы был посвящен непосредственно терминологии, используемой сегодня как в общении с людьми с инвалидностью, так и освещении мероприятий с их участием. Лекция называлась «Взаимодействие с людьми с инвалидностью. Язык и этикет» и собрала порядка 40 слушателей, среди которых были специалисты, которые говорят и пишут о людях с инвалидностью – журналисты, блогеры, публичные спикеры, ведущие и модераторы различных мероприятий. Словом, лидеры общественного мнения, к чьим высказываниям и оценкам прислушивается большинство горожан. Помимо представителей СМИ целевую аудиторию курса составляют специалисты, работающие в общественных пространствах – образовательных заведениях, театрах и кинотеатрах, музеях, торговых и развлекательных центрах.
Выбор темы для совместного проекта неслучаен. Очевидно, что благодаря ряду законодательных изменений и активной работе местных и федеральных НКО в последние годы все больше людей с инвалидностью начинают вести активный образ жизни, занимая активную гражданскую позицию: путешествовать, посещать общественные центры и развлекательные заведения, учиться на очных отделениях вузов и пр. Изменилась и жизненная позиция родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. «Особые семьи» принимают на школьных и общественных мероприятиях, однако в процессе им приходится сталкиваться с огромным количеством сторонних служб, зачастую не привыкших к общению с особенными согражданами. «Сегодня общественность и СМИ имеет дело с первым поколением активных и свободных людей с инвалидностью, которые начинают уверенно занимать свое место в обществе. Это важный и позитивный шаг не только для них, но и для всех нас, ведь наши особые сограждане – носители огромного интеллектуального и творческого потенциала, который мы пока не задействуем», - говорит вице-президент Ассоциации по PR «Особые люди» Татьяна Хижнякова.
В первую очередь эти изменения обусловлены изменениями в Законе об образовании, в результате которых дети с инвалидностью получили законодательно подтвержденное право на общих основаниях обучаться в любой общеобразовательной школе – по выбору родителей или опекунов. В результате уже с прошлого года школы открыли свои двери для особенных учеников, однако общество зачастую оказывается не готово к столь фундаментальным изменениям. Как следствие, именно инклюзивное образование является сегодня одним из самых популярных информационных поводов в социально-политических СМИ. Вторым по значимости считается социализация и трудоустройство людей с инвалидностью 18+. Третьим, к сожалению, остаются конфликтные ситуации с участием людей с инвалидностью и ньюсмейкеров регионального и федерального уровня. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию и ввести данное взаимодействие в цивилизованное русло и была разработана образовательная программа.
По окончании ворк-шопа состоялась дискуссия, в которой приняли участие специалисты Ельцин Центра, ассоциации и гости мероприятия. Итогом разговора стало решение о проведении дискуссионной панели с участием социально активных молодых людей с инвалидностью. В ближайшие месяцы в Президентском центре Б.Н, Ельцина пройдут ворк-шопы, посвященные инклюзивной культуре и понимаю одной из самых обсуждаемых проблем современности – расстройствам аутистического спектра.