СРОО «Комитет общественного контроля» публикует для всеобщего сведения экспертно-аналитические и методические материалы «Способы и инструменты блокирования поступления фальсифицированных пищевых продуктов в сферу закупок», в которых показано, каким именно образом можно наиболее эффективно блокировать поступление фальсифицированных пищевых продуктов по заключенным государственным и муниципальным контрактам, иным контрактам в детские сады, школы и больницы.
На примере анализа сведений из Единой информационной системы в сфере закупок показано, в целом ряде случаев возникают вопросы относительно качества и безопасности поставляемых продуктов. На примере сливочного масла, которое сегодня является одним из наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов, показаны те контракты, по которым данный продукт поставляют по настолько низким ценам, что не могут не возникнуть подозрения в его фальсификации. Может ли настоящее сливочное масло, этот социально значимый пищевой продукт первой необходимости для производства 1 кг которого требуется 22 литра молока, стоить столько же, сколько стоит маргарин или растительно-жировой спред, приготовленный из дешевого пальмового масла?
В опубликованных материалах Комитетом показаны наиболее проблемные, по его мнению, случаи поставок сливочного масла, а также публично заданы нелицеприятные вопросы:
• Почему в областной госпиталь ветеранов войн поставляют «сливочное масло» по цене 70 руб./кг и в Камышловскую центральную районную больницу по цене 73 руб./кг (около 15 руб. за пачку 200 г) при том, что организациям МВД России и Губернатора Свердловской области поставляют по цене, которая в 6‒7 раз выше? Почему в уважаемые государственные органы поставщики опасаются поставлять сливочное масло по более чем сомнительным ценам, а в больницы они не стесняются этого делать? Кто из должностных лиц и в каких контрольных органах должен отслеживать подобные отклонения и реагировать на них, принимая незамедлительные меры по защите детей, ветеранов и госпитализированных больных?
• Почему начальные цены у разных заказчиков на один и тот же пищевой продукт различаются таким невероятным образом, от 600 руб./кг до 119 руб./кг? Можно ли всерьез воспринимать те утвержденные методики, по которым заказчики в таком диапазоне определяют начальную цену поставок стандартного ГОСТовского продукта? Можно ли считать обоснованной начальную цену, если заказчик определяет ее на основании запроса сведений об уровне «рыночных цен», запрашиваемых заказчиков у тех изготовителей и поставщиков, в отношении деловой репутации которых могут быть обоснованные сомнения?
• Существует ли действенный контроль в сфере закупок, или все пущено на самотек из расчета, что как-нибудь и «само собой» реализуется идеалистическая концепция всегдашней добропорядочности бизнеса и безусловной ответственности всех заказчиков?
В экспертно-аналитических материалах заданы и другие вопросы. Одновременно приведены и конкретные рекомендации в адрес государственных и муниципальных заказчиков, иных заказчиков, показаны эффективные способы и инструменты для блокирования поставок фальсификата в сферу закупок.
Комитет направляет указанные экспертно-аналитические материалы в контрольно-надзорные органы, поскольку считает сложившееся положение дел нетерпимым в силу очевидности вопроса о разбалансированности системы закупок и отсутствия в ней надлежащего контроля.
Полный текст экспертно-аналитических материалов опубликован на сайте Комитета. Материалы подготовлены в рамках инициативного добровольческого общественного проекта «Защитим вместе детей от фальсификата». Этот проект реализуется на единой идеологической платформе с проектом «Город без фальсификата», который Комитет реализует при государственной поддержке в виде президентского гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство». Информация о проекте «Город без фальсификата» размещена на сайте Общественной палаты Российской Федерации.