Союз машиностроителей России выступил одним из организаторов круглого стола «Кадровый резерв ОПК: эффективные формы взаимодействия с образовательными организациями в интересах обороноспособности и обеспечения безопасности России» в рамках международного военно-технического форума «Армия 2017». На мероприятии, организаторами которого также стали Министерство образования и науки РФ, Межведомственный аналитический центр, МГТУ «Станкин», выступили с докладами и обменялись мнениями представители профильных вузов и промышленных предприятий.
Директор Института машиностроения и инжиниринга МГТУ «Станкин» Андрей Кутин во вступительном слове подчеркнул, что цель круглого стола, который ежегодно проходит в рамках форума «Армия», - определить перспективные направления, эффективные формы сотрудничества образовательных организаций и предприятий ОПК, рассмотреть лучшие практики в области подготовки кадрового резерва для оборонных предприятий и обсудить проблемные вопросы. «В частности, необходимо преодолеть отставание от конкурентов по созданию военной техники, а также решить проблему повышения производительности труда и качества продукции, интеграции процессов в единую цепочку и выпуск продукции мирового класса. Без решения кадровых проблем этих целей достичь невозможно», - отметил он.
Первый заместитель исполнительного директора Союза машиностроителей России Артем Ажгиревич акцентировал внимание на том, что одним из условий развития кадрового потенциала ОПК является независимая система оценка квалификаций. «Работой по оценке квалификаций работников Союз машиностроителей России заниматься с 2011 года. Поэтому некоторые инструменты оценки, методики нами были наработаны уже несколько лет назад, но тогда не было главного: не с чем было сравнивать квалификацию работников, не было профессиональных стандартов. За это время было разработано около 1 100 профессиональных стандартов, сейчас на балансе совета по профессиональным квалификациям в машиностроении их 107. Постепенно переходя от профстандарта к формированию списка квалификаций, а от них к разработке оценочных средств, мы выстраиваем систему оценки квалификаций. В 2106 году у нас разработан 41 КОС по 16 профессиональным стандартам, сейчас нами разрабатываются 56 КОС по 38 профессиональным стандартам», - сказал Ажгиревич, отметив, что по предварительным оценкам, необходимо будет разработать свыше 600 комплектов оценочных средств.
Кроме того, Артем Ажгиревич рассказал о задачах в области методической работы по разработке и актуализации профессиональных стандартов и разработке наименований квалификаций, комплектов оценочных средств, организационной работе – формировании сети Центров оценки квалификаций, обучении экспертов и консультационном обеспечении деятельности ЦОКов. «В настоящий момент решением Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении аттестовано 4 ЦОКа сроком на 3 года: в Екатеринбурге, Омске, Нижнем Новгороде и Уфе. Данные комплекты переданы в наши четыре аттестованных ЦОКа, по ним проведена апробация, и сейчас проводится независимая оценка», - отметил он.
«В связи с 122 федеральным законом, все образовательные стандарты должны быть перестроены в соответствии с профстандартами. Поэтому нам необходима разработка конкретных программ и внедрение их в образовательный процесс. Основное их направление – практическая направленность в части, связанной с инженерной подготовкой», – сказал директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев. Он добавил, что в 2017-2018 году произойдут существенные изменения в законодательстве в части целевого приема и полностью перестроиться корпус его закона. Из внесенных в выдвинутый на рассмотрение в Правительство закон изменений, про которые он рассказал – распространение целевого приема и обучения на предприятия, внесенные в реестр ОПК, а также заключение между сторонами образовательного процесса четырехстороннего договора. «В данный момент законопроект внесен в Госдуму. Возможно, он будет трансформироваться. Но, на мой взгляд, все те, кто связан с работой по целевому приему, должны свериться с формулировками закона, так как он меняет всю его схему», – резюмировал Соболев.
Директор Департамента управления персоналом АО «Объединенная судостроительная корпорация» Эдуард Бобрицкий затронул тему современных кадровых запросов в гражданском и военном кораблестроении: «Научно-технические запросы во многом формируют вектор развития корпорации. Образовательные учреждения должны готовить специалистов, которые смогут принять вызовы времени. Три всем известных столпа, на которых должно держаться взаимодействие между всеми сторонами – это организация образовательного процесса, формирование научных школ и лабораторных технических научных баз, а также создание отраслевого запроса на инновации».
«Сегодня есть стратегии развития, долгосрочные программы развития компаний, программа инновационного развития, а в этих программах существуют отдельные разделы, которые посвящены взаимодействию крупных компаний с ведущими университетами. Компании реализуют эти программы уже не один год, поэтому можно сказать, что сложилась некая структура сети базовых университетов», – отметил генеральный директор Межведомственного аналитического центра Владимир Довгий. Также он выдвинул предложение рассмотреть возможность отдельного обсуждения или отдельного доклада по содержанию программ инновационного развития. «В сфере ОПК таких компаний более двадцати, ведущие лидеры присутствуют и на нашем мероприятии, это – ОАК, ОСК, Роскосмос, Ростех. У них есть документы, которые содержат инновационные масштабные проекты, определяющие будущее нашей страны на длительное время вперед», – пояснил докладчик.
«Одной из приоритетных задач государства является развитие оборонно-промышленного комплекса. А это требует высококвалифицированных кадров. Несмотря на наличие государственных программ подготовки кадров, количественный и качественный состав специалистов оборонных отраслей не соответствует в полной мере современным требованиям работодателей. Тем не менее, есть механизмы, которые постепенно оказывать существенное влияние на подготовку кадров со стороны работодателей и под потребности работодателей – это система базовых кафедр, целевая подготовка, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, система независимой оценки квалификаций. Диалог, который сегодня состоялся, позволил обсудить наиболее острые вопросы представителям системы образования и промышленного сообщества и определить приоритеты совместной работы на ближайший период», - прокомментировал Первый вице-президент СоюзМаш России, Первый зампред Думского комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.