СРОО «Комитет общественного контроля» опубликовал на своем сайте для всеобщего сведения материалы «Требования национальных стандартов к отбору проб и проведению испытаний при контроле качества и безопасности пищевой продукции: особенности и пределы их применения». Эти материалы вносят ясность в проблемный вопрос о пределах применения тех национальных стандартов (ГОСТов), которыми установлены правила отбора проб пищевой продукции при осуществлении производственного контроля и приемке партий продукции при ее производстве (до выпуска в обращение). Материалы предназначены для использования широким кругом заинтересованных лиц в целях повышения эффективности борьбы с фальсификацией пищевых продуктов, распространения наилучших практик государственного и общественного контроля. Эти материалы подготовлены Комитетом в рамках реализации социально значимого проекта «Город без фальсификата», который получил государственную поддержку в виде президентского гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство» (http://civildignity.ru).
Комитет посчитал необходимым подготовить и опубликовать указанные материалы в связи с тем, что на практике ряд изготовителей и продавцов фальсифицированных пищевых продуктов, получив предупреждения и доказательства реализации фальсификата, зачастую все еще пытаются уйти от ответственности, необоснованно ссылаясь на то, что органы государственного контроля или общественные организации должны доказать, что не только отдельные исследованные ими образцы, но и вся реализуемая данная партия пищевой продукции является фальсифицированной.
Выполненный Комитетом анализ норм действующего законодательства Российской Федерации показал, что подобные демагогические попытки переводить разговор в такое русло приводят к тому, что немедленно нарушается Закон РФ «О защите прав потребителей» и другие законодательные акты, грубо нарушаются права потребителей на безопасность пищевых продуктов. Потому что в этом случае как бы допускается, что часть партии пищевой продукции может быть представлена образцами, которые не соответствуют нормативным требованиям к качеству и безопасности, в том числе по показателям фальсификации.
Комментарий от Президента Комитета А. Подуста
Мы расцениваем подобные возражения отдельных (к счастью, именно отдельных!) недобросовестных изготовителей и продавцов фальсифицированных пищевых продуктов как просто-напросто попытку придать видимость законности своим действиям по реализации потребителям фальсифицированных продуктов. Вместо того, чтобы всерьез и искренне обеспокоиться результатами общественного контроля и принять меры по предотвращению попадания фальсификата на полки магазинов, недобросовестные изготовители и продавцы начинают, прямо скажем, увиливать от выполнения своих публично-правовых обязанностей. Причем, в ряде случаев это относится, к сожалению, и к некоторым федеральным сетям, что не делает им чести и прямо свидетельствует, по нашему мнению, об уровне морали некоторых сегодняшних предпринимателей, а также о действительном, а не рекламируемом отношении к своим клиентам (покупателям) руководства таких компаний.
Мы в своих комментариях законодательства и в аналитических материалах сумели, как нам кажется, убедительно показать, что применение указанных ГОСТов имеет свои четкие правовые пределы, и что их действие не распространяется ни на действия органов государственного контроля (надзора), ни на общественные организации. Многие из этих ГОСТов являются, по сути, в своей основе еще советскими. Однако в те времена за фальсификацию пищевых продуктов сразу полагалось уголовное наказание. Видимо, сегодняшние хозяйствующие субъекты явно «расслабились». Впрочем, Роспотребнадзором уже подготовлены проекты изменений в уголовное и административное законодательство, которыми резко ужесточена ответственность изготовителей и продавцов фальсифицированных пищевых продуктов. Мы приветствуем эти законодательные инициативы и со своей стороны ожидаем, когда эти изменения будут закреплены в законах. Комитет поддержит мероприятиями риск-ориентированного общественного контроля действия органов, осуществляющих риск-ориентированный государственный контроль (надзор). Считаем, что все злостные изготовители и продавцы фальсификата с «плохой» историей и репутацией постоянно должны быть «под прицелом» органов государственного и общественного контроля. Они должны быть на контроле до тех пор, пока не приведут свою деятельность в полное соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Президент СРОО «Комитет общественного контроля», руководитель проекта «Город без фальсификата»
Александр Подуст
Пресс-секретарь проекта «Город без фальсификата»
Екатерина Королькова