В Новоуральске Свердловской области администрация двух муниципальных учреждений (МАДОУ детский сад «Росток» МАДОУ детский сад «Гармония»), выступая в качестве заказчиков, по итогам проведения запроса котировок заключила с двумя поставщиками из числа коммерческих организаций контракты на поставку сливочного масла для 16-ти детских садов этого города. Поставки уже начались и осуществляются с июля по декабрь 2017 года.
В извещениях о закупке заказчиками была объявлена цена двух лотов на общую сумму 1,8 млн. рублей. По итогам рассмотрения заявок от 10-ти участников закупок были определены победители, которыми оказались ООО «Агро-Продукт» и ООО «Корпорация «Битум». Эти предприниматели предложили самую низкую цену. В итоге заказчики сэкономили для муниципального бюджета около 1,1 млн. рублей. Однако возникает серьезный вопрос, кому нужна такая экономия, и нужна ли она вообще? А также что получают на стол дети в этих детских садах в результате такого применения закона о контрактной системе в сфере закупок?
При объявленной заказчиками начальной цене сливочного масла 86‒90 рублей за пачку 200 г, которая считается в соответствии с требованиями закона обоснованной, поставка сегодня фактически осуществляется при цене 34‒35 рублей за такую же пачку масла. Однако любому здравомыслящему человеку, наверное, понятно, что настоящего сливочного масла по цене растительно-жирового спреда или маргарина сегодня нигде не бывает. Как и не бывает, например, сырокопченой колбасы по цене ливерной или палтуса по цене минтая.
В связи с этим общественная организация (СРРО «Комитет общественного контроля», далее ‒ Комитет) направила заказчикам запрос на предоставление информации. По закону заказчики обязаны ответить, как конкретно они контролируют качество такого сверхдешевого масла, а также должны показать результаты своего контроля. Одновременно Комитет направил заявления в Администрацию Новоуральского городского округа, в Думу Новоуральского городского округа, в Прокуратуру Свердловской области, в Министерство финансов Свердловской области, в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области. Необходимо, чтобы органы контроля и аудита со своей стороны проверили качество и безопасность поставляемых в детские садики продуктов, а также проверили, как выполняют свои обязанности не только поставщики, но и сами заказчики. По закону, заказчики обязаны осуществлять экспертизу качества и безопасности поставляемых продуктов питания. Основания для указанных заявлений имеются, поскольку речь, по мнению Комитета, идет о появлении неприемлемых рисков для здоровья детей, возникновении угрозы причинения вреда их жизни и здоровью.
Комментарий от Президента Комитета Александра Подуста.
По нашему мнению, по цене сливочного масла 34‒35 рублей за пачку 200 г может поставляться только фальсифицированное сливочное масло, причем, самого низкого качества. Это создает чрезвычайно высокие риски для здоровья детей, поскольку для производства такого «масла» недобросовестные изготовители используют самое дешевое и низкокачественное сырье, в том числе и пресловутое пальмовое масло неизвестного происхождения. Подобные закупки для детских садов, как мы считаем, должны быть признаны необоснованными, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Мы, реализуя сегодня социально значимый проект «Город без фальсификата» неоднократно имели возможность убедиться в том, что фальсифицированное сливочное масло, если оно продается по явно заниженной цене, ‒ это крайне низкокачественный продукт, органолептические свойства которого (запах, вкус) часто не выдерживают вообще никакой критики. Такой продукт может не содержать молочного жира и, по сути, представляет собой некую химическую смесь из гидрогенизированных жиров с трансизомерами жирных кислот. В такой с позволения сказать пищевой продукт недобросовестные изготовители с целью обмана потребителей вводят разного рода консерванты и ароматизаторы, чтобы этот продукт по запаху и вкусу был похожим на настоящее сливочное масло.
Те, кто постарше, помнят, наверное, известный советский лозунг «Все лучшее ‒ детям!». К сожалению, сегодня некоторые чиновники, похоже, зачастую, забывая про здравый смысл, готовы применять другой лозунг: «Детям ‒ самые дешевые продукты». Дело в том, что тот способ определения поставщика, который был в данном случае выбран заказчиками (запрос котировок) обязывает их заключать контракты при любой цене, которую предложат участники закупок. В том числе, например, и по одному рублю за пачку «масла», пусть это и звучит утрированно и парадоксально. Но ведь понятно, что при таком подходе к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд каждую пачку «масла» надо вначале отдавать в лабораторию для контроля, что в принципе невозможно.
Закон прямо запрещает использовать для питания детей спреды, маргарин и другие гидрогенизированные жиры, а также молочные продукты с использованием растительных жиров. Научными исследованиями показано, что чем чаще дети 3‒7 лет употребляют маргарин вместо масла, тем ниже их умственные способности. Содержащиеся в маргаринах и спредах трансжиры приводят к появлению в аорте детей в возрасте 5‒14 лет жировых пятен. Жировые пятна появляются и в коронарных артериях. Другими словами, фальсифицированное сливочное масло непосредственно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей.
Мы считаем, что государственные и муниципальные заказчики обязаны применять закон о закупках так, чтобы полностью исключить опасность поставки некачественных и опасных пищевых продуктов в детские сады, в школы, в больницы и другие учреждения, где контингентом являются наиболее уязвимые группы населения. Закон о контрактной системе в сфере закупок обязывает всех заказчиков осуществлять свою деятельность на основе принципа профессионализма. Это, в частности, означает, что заказчики не могут не учитывать, что ряд пищевых продуктов сегодня очень часто фальсифицируют. Одним из наиболее часто подделываемых, если вообще не самым фальсифицируемым продуктом является сливочное масло. Соответственно, заказчики должны предъявлять четкие требования к поставщикам, а также сами должны осуществлять контроль качества поставок так, чтобы иметь полную уверенность в том, что в детские сады и в другие социальные учреждения поставляется настоящий продукт, а не подделка.
Общественный контроль на потребительском рынке и в сфере закупок осуществляется Свердловской региональной общественной организацией «Защита прав потребителей и общественный контроль в сфере закупок» (СРОО «Комитет общественного контроля») в рамках реализации социально значимого проекта «Город без фальсификата». Проект получил государственную поддержку в виде президентского гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство» . Информация о проекте размещена на сайте Общественной палаты Российской Федерации.
Президент СРОО «Комитет общественного контроля», руководитель проекта «Город без фальсификата»
Александр Подуст, тел. +7 (343) 344-80-34; +7 (967) 639-10-34;+7 (343) 378-63-03.
Пресс-секретарь проекта «Город без фальсификата»
Екатерина Королькова, e-mail: gorodbez2017@gmail.com, тел. +7 (912) 243-71-71.