Участники круглого стола «История и политика: Изучение истории первой половины ХХ века в России и Узбекистане», прошедшего 18 июля в Свердловской областной межнациональной библиотеке, сравнили, как изучают и преподают общую историю в России, Узбекистане и Казахстане.
Здесь была выявлена общая черта: в начале 1990-х годов вновь образованные государства идентифицировались через национальные или идеологические отличия — так возникло понятие тоталитаризма, как образа отрицаемого прошлого. Кроме того, появилась тенденция приписывать национально-освободительным движениям антитоталитарный характер. Однако, как выяснилось позже, это оказалось опасно для полиэтнических сообществ постсоветских государств.
В этой ситуации страны выбрали разные пути: либо перекраивание общества под антисоветскую идеологию, либо отказ от однозначных этических оценок общего прошлого. Так, негативное отношение к понятию «советский», традиционное для историографии 90-х — начала 2000-х годов, уже преодолено в России и Узбекистане, и понятие свободно употребляется в научной и образовательной сферах.
«Наше богатство в разнообразии. Мы все разные, и оценки у нас тоже различаются. И чем больше будет независимых исследований, тем богаче будут наши представления о нашем общем прошлом и настоящем, тем ближе мы будем к истине. Главное, поддерживать культурный и научный обмен между обществами наших стран, тогда мы будем слышать, а значит и понимать друг друга», — считает директор Центрально-азиатского научно-исследовательского центра Уральского федерального университета Рустам Ганиев.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что трактовка исторического прошлого, в том числе советского периода, будет эволюционировать и должно смениться не одно поколение, чтобы появилась возможность объективно оценить ушедшую эпоху.