Выступая на заседании Бюро СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям с участием Президента России Владимира Путина в Ижевске, Первый заместитель председателя СоюзМаш России, Глава Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимир Гутенев обратился к Главе государства с просьбой рассмотреть вопрос об использовании механизмов, аналогичных инструментам федерального закона «О гособоронзаказе», при кредитовании высокотехнологичной промышленности и ОПК.
Парламентарий подчеркнул, что для предприятий крайне актуальным остается вопрос доступа к конкурентным заемным ресурсам: «Реализовывать инвестиционные проекты по созданию новых промышленных производств по выпуску в том числе и экспортноориентированной гражданской продукции с длительными сроками ввода и окупаемости за счет кредитов со ставкой от 10% и выше практически невозможно. Отмечу, что в 275-м законе реализована возможность контроля целевого использования финансовых ресурсов. Хотелось бы от всего профессионального сообщества поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за те поправки к Федеральному закону, которые 18 июня этого года были внесены в Государственную Думу. В этой связи, просим Вас рассмотреть вопрос об использовании механизмов, аналогичных ФЗ-275, при кредитовании высокотехнологичной промышленности и ОПК».
Согласно предложению Гутенева, регулятор, решив проблему сохранения низкой инфляции, мог бы выделять через уполномоченные банки «подкрашенные» деньги с ограниченной маржинальной наценкой 1,5 - 2 процента для целевого финансирования предприятий: «При этом доступ реальных производств к кредитам необходимо обеспечить эффективной ставкой на уровне достигнутой инфляции в размере не более 4 процентов. Тогда компании могли бы получать необходимые финансы, в том числе для диверсификации и модернизации производств, экспансии на внешние рынки».
Парламентарий напомнил, что на съезде СоюзМаш России в апреле 2016 года перед производителями оборонной продукции Президент поставил задачу по диверсификации: «Но для решения этой задачи нужен доступ к финансовым ресурсам. Часть из них можно было бы заработать при выполнении гособоронзаказа. Однако при действующей методологии ценообразования, применения нормативов рентабельности по формуле «20+1» при расчете цены контракта по ГОЗу у большинства головных исполнителей рентабельность составляет не более 3-5%. У предприятий более низкого уровня кооперации, прежде всего, занятых только в сфере ГОЗ, она может иметь даже отрицательные значения. Принятые решения по фиксации для финишеров цен на конечную продукцию с целью снижения издержек в условиях существующего ценообразования значительных эффектов не даст».
Одним из источников ресурсного обеспечения в условиях низкой рентабельности по гособоронзаказу Гутенев назвал военно-техническое сотрудничество. Однако усиление рубля значительно сократило валютную выручку для предприятий – участников ВТС. В этой связи парламентарий обратился к Президенту с просьбой оказать содействие в вопросе изменения формулы определения рентабельности «20+1» на формулу «15+6» или иные варианты, повышающие ее конечные показатели и стимулирующие экономию бюджетных средств за счет снижения издержек.