Аналитики «ДК» исследовали рынок частной медицины Самары. Участниками исследования стали крупнейшие многопрофильные клиники города. Итоговый рэнкинг, раскрывающий ключевые события и тенденции рынка в 2009 году представлены в «ТОП-листе» «Делового квартала».
Глубинное исследование рынка частной медицины позволило аналитикам «ДК» выявить следующие данные:
В 2009 году в частных клиниках Самары работали около 600 врачей, их услугами воспользовались 45 000 самарцев, на прием каждого пациента доктора затрачивали 35 минут, средний чек на первичный прием врача-специалиста составил 750 руб. При этом динамика рынка по сравнению с 2008 г. составила -15%.
Ключевыми для рынка стали следующие события:
1. В декабре 2009 года в Самаре были открыты 5 государственных «Центров здоровья», а в текущем году планируется открытие муниципального Многофункционального центра медицинских услуг (общая площадь 1600 кв.м). «Открытие государственных медицинских центров усиливает конкуренцию между частными и муниципальными клиниками», — отмечает Екатерина Аськова (Клиника Современной Медицины «Призвание»).
2. В конце 2009 года произошли изменения в составе клиник, которые были включены в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) в августе того же года. Одна из 6 частных клиник — Клиника Доктора Кравченко вышла из программы ОМС. Теперь в ней участвуют следующие частные и ведомственные клиники: клиника Куйбышевской железной дороги, центры иммунологии и «Гепатолог», Лор центр имени академика Солдатова.
3. В июле 2009 года в Самаре открылся центр ООО «Группа Здоровье» — представительство медицинской компании ParkwayHealth. Это первое представительство иностранной сетевой компании в Самаре на рынке частной медицины. Центр специализируется на 40 медицинских направлениях.
4. В июне 2009 г. Клиника Современной Медицины «Призвание» открыла два дополнительных отделения — физиотерапевтическое и стоматологическое. Инвестиции в эти проекты составили более 2,5 млн руб. А в конце года клиника инвестировала более 1,5 млн руб в модернизацию хирургического направления амбулаторного центра.
5. Поток пациентов по ДМС смогут в 2010 г. получить крупнейшие частные клиники (а именно — Медгард, Медицинская компания ИДК, Первая частная клиника, Диагностический центр, Лаборатория «СитиЛаб» и др). Они — партнеры ООО «РОСГОССТРАХ» в Самарской области, который выиграл тендер на оказание услуг по ДМС компании «Самара Нафта». Сумма страховой ответственности составит свыше 700 млн руб. Услугами ДМС воспользуются более 900 сотрудников.
Ключевые тренды рынка частной медицины аналитики «Делового квартала» оценивают следующим образом:
1. В 2009 г. объем рынка частных медицинских услуг сократился на 15% (исключая отрасль стоматологии). Большинство игроков связывает спад рынка со снижением среднего чека и падением цен: клиники вынуждены были снизить цены на 10 20%. Средний чек в многопрофильных клиниках, по оценкам экспертов, составляет сейчас около 2,5 тыс. руб
2. На профилактические мероприятия в частных клиниках упал спрос. Так, концу 2009 года число пациентов в этом направлении, по мнению экспертов, сократилось на 20 30% по сравнению с предыдущим годом. При этом возросло количество разовых обращений по экстренным услугам.
3. В 2009 году наиболее востребованными услугами у частных медицинских центров были стоматология, диагностика, гинекология, — отмечает Татьяна Терентьева (МЦ «Здравница»). По сравнению с 2008 годом на 10 15% увеличился спрос на услуги офтальмолога и отоларинголога.
4. В 2009 году на 40 50% снизились объемы продаж медицинских услуг в секторе ДМС, — отмечает Марина Флорова («МАФ» Частная Клиника Флоровой»). Это связано с открытием еще в докризисный период собственных клиник страховых компаний и снижением стоимости полисов.
Прогнозы участников рынка:
Елена Козлова, Руководитель Отдела личных видов страхования Дивизиона «Поволжье» Группы Ренессанс страхование:
- Прежде интерес к той или иной программе ДМС ограничивался только выбором поликлиник. Теперь основной фактор спроса — эффективность программы с точки зрения управления здоровьем персонала. Поэтому повышенным спросом начали пользоваться, например, услуги врача в офисе, что значительно снижает время отсутствия сотрудников на работе, а также контролирует ведущее к росту стоимости ДМС гиперлечение. В прошлом году на рынке медицинских услуг произошло перераспределение игроков в ценовых сегментах, поскольку часть клиник перешла в более высокий ценовой сегмент, существенно увеличив тарифы. В результате многие клиенты в целях экономии предпочли изменить перечень клиник на более дешевые. Но и эти клиники в нашей компании отвечают высоким стандартам качества услуг, сервиса и эффективности.
Татьяна Терентьева, коммерческий директор ООО «Лаборатория Здоровья»:
- Можно предположить, что в 2010 году продажи на рынке медицинских услуг вырастут примерно на 10 12%. Если брать в расчет небольшие центры, где 95% клиентов - частные лица, то можно прогнозировать рост и в 15 20%. Возможно, страховые компании начнут открывать собственные клиники, чтобы тем самым снизить стоимость своих полисов. В перспективе можно говорить об открытии новых многопрофильных медицинских центров и укрупнении сетевых клиник и холдингов. В сегодняшних условиях крупным игрокам легче держаться на плаву.
Андрей Мокеев, главный врач лечебно диагностического комплекса «Медгард»:
- В этом году оборот рынка вырастет — и за счет роста цен, и за счет «привыкания» населения к частной медицине. Появление в регионе новых марок в ближайшие два года маловероятно. Сейчас инвесторы предпочитают вкладывать средства в развитие новых технологий, обучение персонала, повышение качества сервиса.
Екатерина Аськова, директор ООО Клиника Современной Медицины «Призвание»:
- Думаю, что в 2010 году вероятно открытие новых клиник. Развиваться наиболее активно будут многопрофильные клиники. Бурного роста продаж медицинских услуг ожидать не следует, так как рынок частной медицины напрямую зависит от благосостояния населения. Цены на услуги останутся на прежнем уровне.
Издательский дом «АБАК-ПРЕСС» - крупнейший региональный медиа-холдинг с управляющими офисами в Москве и Екатеринбурге и совокупным разовым тиражом - более 1 100 000 экземпляров.
«АБАК-ПРЕСС» развивает 10 издательских брендов в 18 крупнейших городах России, ориентированные на различные аудитории - от бизнес-элиты до массового потребителя: периодические издания «Shopping Guide», «Я покупаю», «Бизнес и Жизнь», «Деловой квартал», «ТелеШоу», «Наша газета», информационный справочник «Пульс цен», группа проектов BLIZKO, а так же Интернет-проекты, в рамках собственных брендов. Издания «АБАК ПРЕСС» - это качественные каналы взаимодействия рекламодателя с четко сформированными, платежеспособными аудиториями.
«ДЕЛОВОЙ КВАРТАЛ» – успешная сеть деловых изданий, предоставляющая федеральным и региональным рекламодателям эффективный выход на локальные деловые аудитории. Все издания сети объединяет общая редакционная и маркетинговая политика, общая бизнес-модель, общие стандарты содержания и схожая читательская аудитория. Журнал имеет доступ к первым лицам компаний и политикам и получает информацию от самых достоверных источников. «Деловой квартал» выходит в восьми городах-миллионниках.
www.dkvartal.ru - интернет-версия издания, наполненная большим количеством сервисов для читателей.
Совокупный тираж 94 475 экземпляров в месяц (сертифицирован НТС), распространяется через платную именную подписку и целевое распространение, объем: 64-120 полос.