Предлагаю для доказательства данного факта наличия у нас и в России зрелого искусственного интеллекта пойти от противного, т.е. доказать, что Самоорганизующаяся Система Smart-MES не является зрелым искусственным интеллектом. Для этого она не должна соответствовать ни одному ниже перечисленному формальному признаку.
В статье А.Е. Соловьева «Признаки интеллекта» сказано, что к числу определяющих искусственный интеллект относятся следующее "возможности": «Формализация неформального, Синтез алгоритма в процессе решения задачи, Субъективность решений, Общение на семантическом уровне, Мотивация». И приводится Резюме: «Перечисленные признаки позволяют определить зрелый сформировавшийся искусственный интеллект. В жизни же мы сплошь и рядом встречаем интеллекты, практически лишенные некоторых из этих качеств или с сильно ослабленной той или иной составляющей. Будем же снисходительны и к брату нашему меньшему - к искусственному интеллекту. Он ещё только формируется».
Но сразу хочется сказать, что все порочные измышления учёных по вопросу искусственного интеллекта не учитывают самого главного, что человек-то непрерывно обучается 20 лет, чтоб хоть как-то обладать перечисленными возможностями. Поэтому гораздо важнее говорить не о наличии искусственного интеллекта, а о потенциальной возможности оного. И всё-таки…
1. Формализация неформального.
Соловьев: «То есть построение адекватной модели для последующей обработки на компьютере. Как ни крути, а неформальная "творческая" задача должна в конечном счёте быть решена. Причем на абсолютно формализованном и детерминированном компьютере. Формализация неформального всегда процесс творческий, субъективный. Любимое многими распознавание образов - обычно часть этапа формализации таких задач, как правило, не самая сложная! Разложить "по полочкам" компьютера знания, создать базу знаний - задачка посложнее».
Smart-MES. Вот вы обратите внимание на фразу: «Разложить по полочкам…», что означает именно Самоорганизацию. Если это является одним из признаков интеллекта, то Smart-MES им обладает в избытке. Вот вам и галочка в актив. Неформальный расчёт означает – не так, как принято, т.е. совсем необычно. А разве слияние миллиона мелких задач в одну глобальную задачу с автоматическим и непредсказуемым изменением программного кода, это обычно. Этого нет ни в одной Системе. А именно это является сутью Smart-MES. Таким образом, данный признак выполнен, т.е. доказать его отсутствие не удалось.
2. Синтез алгоритма в процессе решения задачи.
Соловьев: «В принципе такого рода механизмы реализуются в языке логического программирования Prolog. А начиналось все с Общего Решателя Проблем (GPS) и языка Planner. Это наиболее продвинутая часть работ по искусственному интеллекту, может именно поэтому прогресс в ней сейчас самый малый. Но машина уже гроссмейстеров обыгрывает».
Smart-MES. Это самое простое, т.к. перекликается с предыдущим. В Smart-MES используются два языка: МЕТА и МАКРО, которые бифуркируются двумя своими компиляторами. В результате синтеза алгоритма на втором этапе происходит его оптимизация по критерию скорости расчёта. Таким образом, и этот признак выполнен, т.е. доказать его отсутствие опять не удалось.
3. Субъективность решений.
Соловьев: «В творческих задачах она необходима, поскольку такие задачи не имеют алгоритма, а значит не имеют решения в общем виде. Преобразование из общего вида в частный - процесс принципиально субъективный. Здесь ведутся работы над различными нечеткими математиками. Сюда же относятся всякие немонотонные алгоритмы, псевдофизические логики и тому подобное. Не следует путать нечеткость с вероятностью. Вероятность объективна, через вероятность высказывается Бог».
Smart-MES. А вот здесь необходимо поспорить с Богом, которого нет (я неверующий). А если Бога нет, то вероятность уже получается субъективна. А если вероятность создаётся в результате перемножения множества вероятностей, которые зависят от настроения, погоды, расположения планет и т.д. Разве ж эта вероятность объективна? Совсем нет. Поэтому субъективность принятия решений человеком полностью зависит от его обучения, где опыт – тоже обучение. Так вот, Систему Smart-MES ничего не стоит обучить, и она будет выдавать субъективные решения. Таким образом, и ещё третий признак выполнен, т.е. доказать его отсутствие и здесь не удалось.
4. Общение на семантическом (прагматическом) уровне.
Соловьев: «Одними из основных "прикладных" направлений в искусственном интеллекте сегодня стали всяческие системы диалога с машиной. Это самая беспардонная дискредитация искусственного интеллекта! Это бессмысленный диалог, внешне производящий впечатление осмысленного благодаря синтаксической правильности. То есть общение на синтаксическом уровне. Проблема общения для искусственного интеллекта - это передача (обмен информацией) смысла! Более того, высшим пилотажем было бы общение на прагматическом уровне.
Smart-MES. Но почему здесь следует рассматривать только текстовый язык, а чем плох цифровой, которым человек очень слабо владеет? Или когда Smart-MES советует человеку, какой правильнее выбрать режим управления, разве ж это не прагматический уровень? Таким образом, опять этот признак выполнен, т.е. доказать его отсутствие в четвёртый раз не удалось.
5. Мотивация.
Соловьев: «На сегодня это самый трудновыполнимый пункт. "А нафига мне все это надо?" - скажет машина. И у человека сегодня нет для неё серьезных аргументов. Хотя, что приятно, работы ведутся и в этом направлении».
Smart-MES. И опять я об обучении. Мотивация у человека полностью зависит от его уровня знаний и от его поступков, которые являются следствием образования. И на мотивацию влияют внутренние и внешние факторы. Посредством обучения человека мотивируют. Но Smart-MES легко поддаётся обучению, следовательно, и мотивируемости. Но мотивируемость это ещё и адаптивность. Вот тут-то Smart-MES обладает и самой легчайшей адаптивностью. Таким образом, и последний признак выполнен, т.е. доказать его отсутствие не удалось в принципе.
В итоге мы получили потрясающий результат, что Самоорганизующаяся Система Smart-MES обладает абсолютно всеми признаками искусственного интеллекта. Поэтому ей присущ именно зрелый искусственный интеллект, который уже апробирован, и который готов взвалить на себя горы интеллектуальной работы по вытаскиванию Великой России из IT-болота в и промышленности, и в электроэнергетике, и в оборонке, и в медицине, и в науке.
Но давайте не будем с этим спешить, т.к. это в наше коррупционное время просто не возможно, а сравним Smart-MES с самим человеком. Но здесь есть один каверзный момент с длительностью обучения. Ведь для чистоты эксперимента необходимы одинаковые условия. Но кто их обеспечит? И на самом деле, ведь человек в стадии младенца обучиться за одну минуту не в состоянии, а Smart-MES может легко.
А разве справедливо от младенца ожидать творчества, но от Системы без длительного обучения мы почему-то это непременно требуем. Таким образом, по скорости обучения человек Системе Smart-MES и в подмётки не годится. Вы скажите белиберда. Так организуйте эксперимент хотя бы лет на 10.
Все рассуждения учёных на тему искусственного интеллекта без IT-Самоорганизации являются полнейшей профанацией. Это всё происходит от того, что IT-учёные далеко не являются IT-разработчиками, и поэтому они абсолютно не чувствуют суть программного кода. А элемент программного кода для искусственного интеллекта является тоже самым, как нейрон для человека. В обоих случаях их структура в процессе Самоорганизации меняется непредсказуемо, поэтому и недосягаема для понимания.
Недооценка верхами наличия в России зрелого искусственного интеллекта в эпоху компьютерных технологий является таким сильнейшим тормозом, что это сродни вредительству национальным интересам. Ведь искусственный интеллект, способный мгновенно обучаться, может легко оперировать с миллионными показателями, давая бесценные советы и в экономике, и в промышленности, и в медицине, и в оборонке, и в политике, и в спорте, т.е. вообще везде.
И вот только простой пример. Скажем, в электроэнергетике искусственный интеллект может ежегодно на тепловых электростанциях экономить топливо более чем на 100 миллиардов рублей и сократить вредные выбросы в атмосферу на 20% и более. На атомных же электростанциях искусственный интеллект способен реализовать теорию аварий, как отражение теории катастроф, и вообще предотвратить срабатывание противоаварийных защит, т.е. сделать все АЭС полностью безаварийными.
Вообще-то, зрелый искусственный интеллект в лице Самоорганизующейся Системы Smart-MES при государственной поддержке может вообще изменить взгляды у IT-специалистов на парадигму создания больших легко адаптивных Систем для промышленности. Но в настоящее время она находится в самом страшном IT-Гулаге. И этот прискорбный факт не красит Великую Россию.