Весь казус Постановления Правительства о запрете иностранного программного обеспечения (ПО) в том, что ПО это не болты и гайки, которым легко присвоить типоразмеры. Софт же по определению является мягким, т.е. вольно трактуемым и к тому же без типоразмеров. Но в Постановлении Правительства сказано, что при запрете исключение составляют случаи, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками в России отсутствует.
Вот в этом то и кроется эффект «чугунного тормоза», т.е. абсолютное непонимание верхами разного уровня сути софта. Ведь если IT-менеджер государственной структуры захочет иметь конкретный западный софт, то будьте уверенны, что он это очень легко обоснует. И, невзирая на то, что рядом будет множество российского ПО с гораздо лучшими характеристиками, предпочтение будет отдано Западу.
Почему? Да просто потому, что у нас ещё пока сильно процветают откаты. А с западными фирмами это проще, безопаснее и выгоднее. И самым ярким примером является наша много лет пылящаяся на полке самая лучшая в мире отечественная Самоорганизующаяся Система Smart-MES. Потому что мы категорически не приемлем откаты. А именно так пока в России коррупционные интересы возвышаются над государственными устремлениями.
Поэтому, если и радеть не на словах, а на деле за российское ПО, то должен быть просто категорический запрет на иностранный софт. И не только для госструктур, но и для всей промышленности. Тогда чиновники будут с вниманием относиться к российским IT-инновациям, тогда и отечественное ПО пойдёт в гору. А в таком виде данное Постановление Правительства это пустой звук, т.к. был IT-застой, он и будет дальше.
И это в то время, когда в России уже несколько лет имеется свой отечественный уникальный софт с невидимыми свойствами Самоорганизации, и который легко адаптируем для любого промышленного производства, но в силу обстоятельств он вынужден прозябать под забором.
Эффект «чугунного тормоза» в IT знаменует то, что в России нет единой структуры, которая бы занималась IT-идеологией для промышленности. Ведь это же полнейший нонсенс, когда, невзирая на то, что вся экономика создаётся в промышленности, а за IT – будущее, этой IT-парадигмой никто не владеет и в комплексе не занимается. Таким образом, получается, что все знают, что надо идти вперёд, а где он находится, никто в Великой России не знает. Поэтому все просто вынуждены принимать западную IT-идеологию, как панацею.
В России есть множество IT-корпораций, есть множество IT-институтов, есть множество IT-учёных, есть множество IT-инженеров, есть множество IT-инноваций, а связующего звена именно для промышленности нет. Поэтому новейшая Самоорганизующаяся IT-технология уже пять лет бесперспективно тычется за признанием в разные структуры, а все от неё шарахаются, как от чумы. Но господа верхи, будьте милосердны, ведь это же наша соотечественница.
Вот в Минкомсвязи создаётся структура, которая будет формировать реестр российского ПО, где жестко определяются градации. А как быть, например, с Самоорганизующейся Системой Smart-MES, которая по западным стандартам может генерировать Системы: MES, CAE, CDM, CASE, EDP, DSS, MRP, MIS, GPS, BPM, ES, SCADA, CAD, CAM, PLM, SAS и другие для промышленности. Как определить данную Систему Smart-MES? Как универсальную? Но это значит, что никакая. А понятие «Самоорганизующееся ПО» в Минкомсвязи вообще просто отсутствует, да они и не понимают, что это такое.
Но может в России есть такая структура, которая заинтересованно рассмотрит новейший Самоорганизующийся IT-подход без дурацкой коммерческой составляющей, и бюрократически не отфутболит, и не пошлёт в венчурные фонды за подаянием? Опять же нет. Это и называется эффектом «чугунного тормоза» в IT.
Вот кто в России задаёт тренд развития ПО для российской промышленности? Кто формирует школу ПО для промышленности? Оказывается никто. Это называется «приехали». Вот это и определяет фиктивное IT-импортозамещение. Или для промышленности это импортозамещение не нужно? Значит, получается, что у нас оборудование и промышленные технологии будут российскими, а всё ПО на них будет всегда импортным?
Руководство думает, что вот они издали указ о запрете иностранного ПО, и поэтому отечественное ПО сразу же выползет из чуланов, в которые их загнали сами же бюрократы. А кто ему позволит? У нас ведь как всегда: устремление возвышенное, а реальность – очень низменная.
Вспомните хотя бы указ правительства о запрете производства электроламп накаливания мощностью 100 вт. И что-нибудь изменилось? Да ничего. Просто эти лампы стали выпускать с маркировкой 99 вт.
Или вот ещё пример, связанный с законом №261-ФЗ об увеличении энергоэффективности. Казалось бы, согласно этому закону в первую очередь должны экономить топливо именно тепловые электростанции, загрязняющие вредными выбросами нашу атмосферу. А они как транжирили топливо столько, сколько получается, невзирая на оперативные нормативы, так и транжирят, а за эту бесконтрольность и бесхозяйственность расплачиваются промышленные потребители электроэнергии, что негативно влияет на росте экономики.
Вот казалось бы, чего проще под эгидой Минпромторга РФ в «Ростехе» дополнительно к «Окну открытых инноваций» ввести «Окно открытых IT-технологий» для промышленности. И не просто безмолвно и бездейственно проглатывать предлагаемые проекты, как и есть сейчас, а заинтересованно проводить все IT-экспертизы с диалогом и с практическим апробированием, тогда и будет толк.
Что же в настоящее время фактически имеется в верхах относительно IT? В Минкомсвязи занимаются только Интернетом и Государственными информационными Системами, в Минпромторге Департамент IT занимается только Системами для внутреннего пользования, дочерняя организация «PT-Информ» Корпорации «Ростех» занимается только АСУП и складскими Системами. Вот и всё. Этот скудный набор IT-структур на самом высшем уровне никак не влияет на развитие IT именно для промышленного производства в части формирования глобального перспективного IT-вектора.
Предложенное нами во все эти структуры и во многие другие взять на вооружение новейшее направление «IT-Самоорганизация» в качестве основного вектора развития IT с целью увеличения прогресса в экономике России, всеми просто проигнорирован и напрочь отвергнут.
А это полностью противоречит стремлению Руководства России избавиться от засилий конкурирующего Запада в части создания и развития IT-технологий.