В период экономического кризиса, нет сильнее аргумента для покупателя, чем цена! Все остальное - вторично.
На фоне текущего экономического кризиса, фактор цены остается самым важным для большинства (73%) граждан. Если данный критерий для конечного покупателя сегодня стоит на первом месте, следовательно, закупочная политика и политика ценообразования в розничных сетях в 2015 году вопрос «№1».
Возможно, для розничных сетевых гигантов данный вопрос стоит не так остро, как для малых и микро предприятий розничной торговли. Обладая ресурсами, сетевые монстры способны во времена кризиса не только оставаться на плаву, но и захватывать клиентов малых розничных предприятий, для которых времена спада являются просто вопросом выживания.
Ужесточившаяся конкуренция на розничном рынке между сетевыми гигантами и малыми розничными торговыми предприятиями (офлай, онлайн) говорит о том, что закупочная политика для малых предприятий должна измениться. Как показывает исторический опыт, используя традиционный способ закупки, малые и микро предприятия всегда проигрывали.
Для пущей убедительности, можно привести несколько цифр для офлайн-рынка, где доля торговых розничных сетей в Москве увеличилась с 8% в 2001 году до 54% в 2014 году, причем пик роста фиксировался в 2009 и 2010 (после кризиса 2008). В 2015 году сетевые компании планируют увеличить количество своих магазинов, что даст им долю до 60%. Эта цифра будет стремиться к европейским показателям, где доля сетевых розничных магазинов составляет 96%. Доля малых магазинов и мелкооптовых рынков в совокупном товарообороте столичной торговли сократилась с 33% в 1998 году до 12% в 2014 году. Эти цифры, как следствие, не только объективно указывают на беспомощность малых предприятий, но и на политику государства, которое последовательно продолжает «втаптывать» малый бизнес в землю.
Общая тенденция укрупнения площадок отражается и в онлайн секторе, где в совокупном обороте интернет продаж в РФ за 2014 год в размере 612 млрд. рублей доля микро и малых интернет-магазинов составляет менее 8% и в процентном отношении она не растет на фоне увеличивающихся интернет-продаж из года в год. Помимо всех прочих проблем, связанных со способностью развиваться, для них остается невозможным получать те же закупочные условия, что и интернет-гигантам. Косвенный факт, подтверждающий невозможности найти приемлемые условия закупки, отражается и в статистике, которая сообщает о том, что только 43 тысячи из имеющихся 100 тысяч магазинов выполняли заказы внутри 2014 года. Судя по всему, поддерживающийся идеологами, пресловутый дропшиппинг в российских реалиях не работает так же, как и закупочные союзы для микро предприятий. Можно не вдаваться глубоко и констатировать, что траурный марш по малым предприятиям слышится уже на соседней улице.
Что же сегодня может спасти малые розничные предприятия? В первую очередь – коллективный подход к системе закупок владельцев малых предприятий. Если учитывать тенденцию рынка, малым предприятиям необходимо найти или выработать новый механизм закупки.
Как уже упоминалось выше, ранние попытки найти альтернативу и создать себе платформу для выживания выражались в создании закупочных союзов. Организовывались они в интересах узкого круга розничных предприятий и сегодня признаков функционирования данных союзов не наблюдается. Можно рассуждать о причинах, но факт остается фактом.
Сегодня пора понять, что шансов для выживания у малого бизнеса просто нет, а если они и есть, то искать их нужно все-таки в объединении закупочных интересов. Если малые розничные предприятия не найдут в себе мудрость объединиться в рамках закупки, их ждет неминуемый крах.
Традиционный способ и условия, диктуемые поставщиками, всегда возвращают позитивные намерения предпринимателя на землю. Любой малый предприниматель в рамках сотрудничества с производителями, всегда упирался в две проблемы:
1. Отсутствие средств на закупку;
2. Отсутствие рынка.
В первом случае у малых предприятий просто может не оказаться средств для объемных закупок, а даже если средства и есть, то при отсутствии выстроенного рынка клиентов закупать товар - это просто самоубийство. Вот и получается заколдованный круг.
Нивелировать объективную проблему сегодня осмеливается новоявленный сервис sovdelo.ru под ТМ «Складчина». Предполагается, что пользователь электронного редукциона В2В сможет осуществлять закупки по цене производителя, но оставаясь в рамках своих потребностей.
Сегодня поверить в жизнеспособность инструмента можно, но в связи с тем, что сервис еще находиться в зачаточном состоянии (по всей видимости, тестируется), некоторые «эксперты» заняли выжидательную позицию, так как по их словам «….все как-то очень просто…».
Возможно, они просто забыли, что все гениальное - просто!