А сейчас о 17 инновационных мгновениях из жизни Smart-MES:
1) Текстовые Проекты задач;
2) Авто-оцифровка нормативных графиков;
3) Самонастройка всей MES-Системы от нажатия одной кнопки;
4) Авто-генерация DLL-расчётов;
5) Авто-формирование Сервера Приложений;
6) Авто-закачка таблиц и настроек на SQL-Сервер;
7) Авто-представление произвольной аналитики;
8) Динамический оптимизатор по минимаксной стратегии;
9) Авто-построитель ХОП (характеристика относительных приростов);
10) Интеллектуальный механизм оптимизации и прогнозирования;
11) Линейная оптимизация симплексным методом;
12) Испытание оборудования и режимная карта;
13) Оперативный Мониторинг без графического редактора;
14) Агент аварийной безопасности электростанции;
15) Векторный графический редактор древовидной структуры;
16) Авто-ZIP-Архиватор;
17) Авто-создание WEB-расчётов в Интернете.
Этих инновационных мгновений нет больше ни в одной другой Системе. Конечно, можно утверждать, что что-то из них не является обязательным. Несомненно, для электростанции совсем не нужно предупреждение аварийной ситуации, не нужен графический редактор для архива тепловых и электрических схем, не нужны расчёты после ремонта оборудования для построения режимных карт. Но достижение повышения энергоэффективности как-то обеспечить нужно.
Когда будет мониторинг минутных или получасовых перерасходов топлива в совокупности с другими ТЭП, тогда легче будет поставить задачу по рациональному использованию топлива перед оперативным персоналом. Когда будут оперативно видны просчёты в управлении, тогда легче будет выявить виновных в этой бесхозяйственности. Когда будет налажен чёткий контроль за перерасходом топлива, тогда не потребуется завышение его закупки на 10%. И вот только тогда будет достигнута истинная Энергоэффективность!
Никто не скажет, что можно управлять электростанцией без приборов на БЩУ. Но это всё так повелось изначально. И изначально никто не задумывался о перерасходе топлива, т.к. он был настолько второстепенным показателем, что его даже нет в макете 15506-1. И вот настали рыночные отношения, не последнюю роль стала играть экономия топлива, ищутся различные варианты.
Но умные головы, наверное, забыли, что всё гениальное – просто! Следует элементарно наладить точный оперативный учёт перерасхода топлива. Следует полностью исключить человеческий фактор в вопросе экономии топлива: хочу - экономлю, хочу - нет. Следует ввести понятия «кнута и пряника» не к месячной работе вахт, а к конкретному получасовому эпизоду.
И что это за высказывания руководителя электростанции (приведённые выше), что в ночные часы при минимальной нагрузке ничего сделать не возможно с большим перерасходом топлива. Это, когда оперативный персонал работает в слепую в части текущего перерасхода топлива, то это верно – ничего не поделаешь. Так необходимо срочно дать оперативному персоналу всю расчётную текущую информацию, вооружив его тем самым не только глазами, но и интеллектуальными возможностями Системы Smart-MES.
И, наконец, об экономическом эффекте от внедрения Smart-MES. Проще всего экономический эффект рассматривать с точки зрения экономии топлива, т.к. его составляющая в тарифах на электроэнергию и тепло составляет 50-60%.
Факт полной ликвидации перерасхода топлива, которая составляет 10% от расхода топлива, внедрением Smart-MES опровергнуть трудно, так как точный расчёт перерасхода топлива отсутствует на всех электростанциях. Под точным расчётом подразумевается получасовое вычисление перерасхода топлива с использованием реальных нормативных графиков и интегральное исчисление этих получасовых расчётов ТЭП на месячном периоде.
Месячный расход природного газа средней ТЭЦ составляет 100000 тыс.м3. Ориентировочная стоимость 1 тыс.м3 природного газа составляет 100 долларов или 5 тыс.руб. Таким образом, годовые затраты на топливо составляют: 100000*5/1000*12 = 6000 млн.руб. Экономический эффект от ликвидации 10% перерасхода топлива составляет: 6000*10/100 = 600 млн.руб.
Даже если в расчётах присутствуют некоторые неточности, то всё равно получается внушительная цифра. А это – упущенная выгода электростанций. К тому же при текущих оперативных расчётах подвергнутся экономии и другие составляющие: это и потери электроэнергии и тепла, это и затраты электроэнергии и тепла на собственные нужды.