Загадка Сфинкса в электроэнергетике.
Самые сложные загадки принято называть загадками Сфинкса. В электроэнергетике также существует своя сложнейшая, и пока неразгаданная следующая загадка: Почему Генерирующие компании не хотят Прозрачности в расчётах ТЭП и перерасхода топлива?
Здесь под Прозрачностью понимается и достоверность ТЭП, и правильность расчётов ТЭП, и оперативность мониторинга ТЭП, и управляемость ТЭП. Прозрачность в данном случае ассоциируется с абсолютно чистым стеклом, через которое без искажений высвечивается действительное состояние производства электроэнергии и тепла на тепловых электростанциях в разрезе перерасхода ими топлива.
На электростанциях каждую минуту вырабатывается и, естественно, отпускается потребителю определённое количество электроэнергии и тепла. На это каждую минуту тратиться определённое количество топлива, но существует и вполне определённый норматив поминутных затрат этого топлива. Разница между фактом и нормативом составляет минутный перерасход топлива, который в принципе не может быть отрицательным, т.е. экономии топлива за минуту быть не может, т.к. это противоречит самим нормативным графикам.
Но когда мы посмотрим месячные отчёты тепловых электростанций, то практически у всех красуется экономия топлива. Вот вам и парадокс! Вот вам и суть загадки Сфинкса! Но самое интересное, что это нисколько не смущает ни Генерирующих компаний, ни Минэнерго РФ.
Таким образом, огромный перерасход топлива на каждой тепловой электростанции в действительности же равен не менее 10%, а по бумагам его нет вообще, напротив, есть даже экономия. Почему же на это закрывают глаза Генерирующие компании? А может, они и правда считают, что экономят топливо? Но «дураков» в менеджменте компаний нет. Тогда что же?
В этом то и заключается загадка Сфинкса, но она пока не разгадана. Попробуем отчасти хотя бы порассуждать в этом направлении. После реорганизации электроэнергетики у менеджмента Генерирующих компаний была основная задача по освоению рынка электроэнергии и тепла, а также реализация игры на ценах топлива и тарифах. Но вот это как-то устоялось. Затем возникла следующая задача по строительству новых энергоблоков ПГУ.
Между тем, в Генерирующих компаниях всё же ведутся различные работы по автоматизации расчётов ТЭП, но, естественно, на «дедовской» основе. Ну, а как же упущенная прибыль из-за абсолютно неверного подхода к этой самой автоматизации?
Мне позвонили из Южной Кореи, т.к. прочитали один из пресс-релизов о Беззатратной Технологии экономии топлива электростанций на Системе Smart-MES. К моему удивлению они нисколько не были поражены, что мы эти самые инновации не можем у себя в России реализовать.
За рубежом моментально и правильно поняли рациональное зерно нашей Технологии. Они сразу расчухали, что можно получить приличную прибыль и фактически без затрат. На любой тепловой электростанции исторически оперативно не рассчитывается текущий перерасход топлива, а эксплуатационный персонал в части этого перерасхода топлива управляет электростанцией вслепую. Данная же Технология предоставляет персоналу принудительную мотивацию для экономии топлива и для оптимальной загрузки оборудования.
Считать, что менеджмент Генерирующих компаний этого не понимает, было бы крайне опрометчиво. Но, абсолютно точно, так это то, что у каждой компании имеется своё заинтересованное лобби в проталкивании разработок своей карманной фирмы. И, кстати, это их правое дело.
Однако, есть Минэнерго РФ, имеющий в составе Департамент государственной энергетической политики и энергоэффективности, который должен, наверное, следить за реализацией энергоэффективных Технологий на тепловых электростанциях и их, по крайней мере, пропагандировать, а не препятствовать к широкому внедрению этих энергосберегающих инноваций своим равнодушным бездействием.