Получасовой расчёт фактических и нормативных ТЭП заслуживает особое внимание, т.к. он занимает промежуточное положение между минутными и суточными расчётами. Это, естественно, ещё не Smart-MES, которая оперирует с минутными интервалами, но зато в реальном времени эти расчёты позволяют следить за перерасходом топлива.
Получасовые расчёты менее категоричны к автоматизированному сбору исходных данных и вполне могут быть реализованы при их частичной автоматизации, т.е. при наличии АСКУЭ, АСКУТ и АСКУГ. Недостающие исходные данные дополняются программным путём трансформированием их из предыдущих суточных значений или с помощью регрессионных зависимостей. Получасовые расчёты ТЭП легко могут быть реализованы на любой электростанции.
Если говорить о суточном расчёте перерасхода топлива по формулам, то он в принципе неверен, и тем более в корне неверен месячный расчёт. Это связано с использованием криволинейных нормативных и энергетических графиков и наличием пороговых условий в алгоритмах расчёта. Поэтому перерасход топлива на суточном и месячном интервалах должен получаться только суммированием получасовых значений, а удельные расходы топлива должны получаться только средне взвешиванием.
Сейчас раскроем подробнее, почему месячный расчёт перерасхода топлива по формулам неверен. Он рассчитывается по следующей зависимости:
dB = Bфакт – Bнорм = Bфакт – (Эфакт*bэ\норм + Qфакт*bq\норм)/1000
Здесь удельные нормативные расходы топлива по электроэнергии и теплу (bэ\норм, bq\норм) рассчитываются с использованием сотни нормативных графиков. Но для упрощения представим, что они получаются из одной криволинейной функции b = f(x) усреднением.
Таким образом, для месячного расчёта: bм = f(сумма(xi)/n), а при получасовых расчётах: bп = сумма(f(xi))/n, т.е. для месячного расчёта исходные данные усредняются, а затем производится вычисление, при получасовых же расчётах сначала производится вычисление на каждом получасе, а уж затем выполняется усреднение.
Но bм <> bп, т.е. они не равны. И встаёт справедливый вопрос, а который же вариант более достоверен: bм или bп? По логике это, естественно, bп. И это же вам скажет любой грамотный инженер и учёный. Тогда и перерасход топлива должен рассчитываться, как сумма получасовых перерасходов. Этому также учит и теория интегрального исчисления площади динамического процесса во времени. И чем интервалы расчёта меньше, тем точнее результат.
Но почему же Минэнерго РФ этот факт серьёзно не воспринимает? Ведь в результате этого маскируются две очень важные проблемы. Первая это то, что этот расчёт просто неверен и скрывает из-за повсеместной подгонки 10%-й перерасход топлива, что в среднем по каждой электростанции эквивалентно ежегодной потере в 300 миллионов рублей. Вторая это то, что полностью отсутствует возможность своевременно вмешаться в производственный процесс с целью ликвидации этого перерасхода топлива.
А сейчас рассмотрим, что же может существенного привнести получасовой расчёт ТЭП всем категориям от эксплуатационного персонала электростанции до менеджмента Генерирующей компании.
1) ПТО электростанции. ПТО освобождается от рутинной работы по подгонке конечных результатов под нулевой перерасход топлива, т.к. огромный первоначальный перерасход, благодаря стараниям эксплуатационного персонала постепенно естественным путём будет ликвидирован. У Сотрудников же ПТО будет больше времени заняться вопросами логистики по оптимизации потерь и затрат на собственные нужды электроэнергии и тепла.
2) Эксплуатационный персонал. Благодаря принудительной мотивации с помощью оперативной аналитики по перерасходу топлива, которую представляет мониторинг на БЩУ, эксплуатационный персонал с открытыми глазами управляет технологией и за счёт достижения своих успехов по борьбе с перерасходом топлива имеет повышенную премию. В данном случае разворачивается поистине заинтересованное соревнование между вахтами за достижение наилучших результатов.
3) Менеджмент Генерирующей компании. В данном случае, естественно, менеджмент выигрывает больше всего, т.к. имеет дополнительную ежегодную среднюю прибыль с каждой электростанции в 300 миллионов рублей за счёт сокращения затрат топлива на 10%. Но также на 10% сокращаются и вредные выбросы в атмосферу. Всё это положительно скажется и на инвестиционном климате, и на имидже Генерирующей компании.
Таким образом, от реализации получасового расчёта ТЭП выигрывают абсолютно все, кроме конкурентов. Но, если конкуренты реализуют поминутные расчёты фактических и нормативных ТЭП, а значит и перерасхода топлива, то они, естественно, будут лидировать, потому что у них будет запущена полномасштабная Система Smart-MES, которая принесёт им ещё большую прибыль за счёт точного прогнозирования закупок топлива.