На днях Свердловский областной суд поддержал позицию юристов фирмы «Пронто» в Деле № 33-12996/2014 о полном переходе прав от банка к поручителю, исполнившему обязательство перед банком, и утвердил переход права требования с других поручителей и право обратить взыскание на заложенное имущество к поручителю, исполнившему обязательство перед банком (иным кредитором).
В 2013 году между ООО и банком был заключен кредитный договор. По требованию банка с участниками ООО заключены отдельные договоры поручительства, в соответствии с которыми поручители обязались отвечать всем своим имуществом за надлежащее исполнение обществом обязательств перед банком. ООО обязательства по возврату кредита не выполняло, в связи с чем банк предъявил всем поручителям требования о полном досрочном возврате кредита. Один из поручителей полностью исполнил требования банка и погасил кредит. Остальные поручители требования банка выполнять не стали. На основании ст. 365, 384, 387 ГК РФ к поручителю, исполнившему требования кредитора, переходят права кредитора.
Настоящее дело является прецедентным, поскольку в юридической среде и практике судов общей юрисдикции не было единства мнений о том, в каком объеме переходят права – полностью или частично (только в отношении основного должника). Грамотная стратегия юристов «Пронто» позволила взыскать в пользу поручителя, исполнившего обязательства перед банком, долг с остальных поручителей в размере 3 млн рублей. Управляющий партнер фирмы Дмитрий Ситник прокомментировал линию защиты:
«Ранее среди судов общей юрисдикции не было единства по вопросу объема прав, которые переходят от кредитора к поручителю, исполнившему обязательство перед кредитором. Первая позиция судов сводилась к следующему: поручитель, исполнивший обязательство перед кредитором, получает право взыскать долг только с основного должника или за счет заложенного имущества, но не имеет права требовать взыскания долга с других поручителей (по раздельно данным договорам поручительства).
Вторая позиция судов: к исполнившему поручителю права кредитора переходят в полном объеме, в том числе и право требовать взыскания долга с остальных поручителей.
В системе арбитражных судов данный вопрос был решен в пользу второй позиции еще в 2012 г. – в п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 42 от 12.07.2012 г. «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством». Но в системе судов общей юрисдикции не было единой позиции по данному вопросу».
Юристы фирмы «Пронто» последовательно отстаивали вторую точку зрения (о полном переходе прав) в судах общей юрисдикции. В начале 2013 г. Свердловский областной суд отменил решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга по причине неверного применения судом первой инстанции норм ст. 365, 384, 387 Гражданского кодекса РФ и взыскал в пользу исполнившего поручителя с остальных поручителей сумму долга 23 млн рублей. И вот 09 октября 2014 г. Свердловский областной суд еще раз подтвердил правильность позиции юристов фирмы «Пронто».
Теперь можно утверждать об установлении в судах общей юрисдикции Свердловской области практики разрешения вопроса о праве исполнившего поручителя требовать взыскания денежных средств с остальных поручителей.