В Санкт-Петербурге 6 декабря 2013 г. состоялась открытая дискуссия на тему «Что такое брендинг?» Мероприятие организовала Высшая школа брендинга (ВШБ) при поддержке Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР), Института бизнеса и дизайна (B&D) и образовательного проекта «Источник не указан».
За «круглым столом» собрались участники: генеральный директор Brandson Branding Agency Елена Юферева; генеральный директор и совладелец брендинговой компании Labelmen Ирина Веденецкая; бренд-консультант, президент Lelikov&Partners, куратор программы «Бренд-стратегия» ВШБ Сергей Леликов; креативный директор коммуникационного агентства Otvetdesign Владимир Федосеев; творческий директор, основатель брендингового агентства Front:Design, куратор программы «Бренд-дизайн» ВШБ Андрей Кожанов; генеральный директор Coruna Branding Сергей Ким. Также в дискуссии приняли участие специалисты отрасли: эксперты, маркетологи, бренд-менеджеры, дизайнеры и арт-директора, руководители брендинговых компаний и дизайн-студий, представители бизнеса, СМИ.
Наиболее горячее обсуждение вызвал вопрос: Почему заказчика, который обладает необходимыми ресурсами, не интересует комплексный проект и он ограничивается только созданием логотипа, зачастую пользуясь услугами фрилансера? Как заметил Владимир Федосеев, к сожалению, у клиента формируется мнение, что просто сделать логотип у фрилансера – это нормально. Но это не гарантирует качество услуги и соответствие требованиям цивилизованного рынка.
Анализируя историю коммуникации с клиентом в Coruna Branding, Сергей Ким отметил важность деятельности АБКР: «Три года назад коллеги из Depot WPF и MILDBERRY пригласили нас в совет, и за этот период мы смогли почувствовать, насколько контакт с клиентом стал совершенен по сравнению с тем, что было до этого. Теперь около 50% клиентов к нам попадают, пройдя через Ассоциацию». Кроме того, он подчеркнул, что «появилось первое заведение – Высшая школа брендинга, которая будет этим заниматься – просвещать рынок и клиентов в том числе».
Также участники дискуссии обозначили проблему внедрения проекта на этапе визуализации, а именно: существует разрыв между описательной частью проекта и визуальной. Когда проект готов, прописан и согласован на всех этапах, «но как только дело касается визуализации, вот тут мы не можем договориться», – заострил Сергей Леликов. «Но есть такие технологии, которые позволяют этого избежать. Поэтому в ВШБ будут преподаваться смежные знания, и разные инструменты достижения одних и тех же целей», – добавил он.
В следующей части дискуссии Андрей Кожанов представил совместный проект Высшей школы брендинга и Института бизнеса и дизайна. Он рассказал, что проект «представляет собой не просто авторский курс или курсы повышения квалификации, а это три магистратуры, объединенные в одной Школе». Он выделил, что ключевая идея проекта - объединить стратегические и творческие компетенции профессии. Школа расположена в Москве, но предполагает также дистанционную форму обучения. Подробно с проектом можно ознакомиться на сайте Высшей школы брендинга.
И в заключение встречи эксперты дали брендингу свое определение.
А.Кажанов резюмировал, что для Школы брендинг – это процесс, объединенный в некую систему, которая и создает такой продукт, как бренд.
По мнению И.Веденецкой, брендинг с позиции бизнеса – это бизнес-инструмент, способ зарабатывать деньги, способ конкурентной борьбы.
В.Федосеев считает, что брендинг – это то, что помогает ориентироваться в мире различных марок и идентифицировать себя с ценностями, которые в данной марке заложены.
Для С.Леликова брендинг – это производная от слова бренд. «А бренд это понятие метафизическое, его нельзя потрогать, – говорит он. – Это некий комплекс представлений, ассоциаций, которые мы выстраиваем в голове потребителя, во времени соответственно. Все остальное – это коммуникация».
Е.Юферева углубляясь в смысл самого слова брендинг, выделяет в нем самое главное – это процесс.
С.Ким согласен, что брендинг это процесс – процесс создания положительного отношения, прежде всего, к целевой аудитории, к той или иной торговой марке, к той или иной услуге. «С того момента, когда появляется платформа, позиционирование, продукт получает одушевленный смысл, обретает свою ДНК, и с этого начинается брендинг», заключил он.
В любом случае понятно, что в создании бренда участвует и заказчик и исполнитель. В этом невольно прослеживается аналогия с работой Творца, который сначала создал тело, а потом вдохнул в него душу, и получился человек. Процесс совместного творчества, где клиент создает продукт, а агентство вдыхает в него жизнь – возможно, этот процесс и есть брендинг.