В ноябре в Екатеринбурге состоялось первое зональное совещание НОЭКС под председательством президента Объединения Шоты Гордезиани. В мероприятии приняли участие представители организаций-членов НОЭКС, организаций государственной и негосударственной экспертизы, а также проектных организаций и заказчиков-застройщиков. На встрече эксперты обсудили вопросы дальнейшего совершенствования российского законодательства в области экспертизы в строительстве и работы с созданным Министерством строительства и ЖКХ. Принимающей стороной в Екатеринбурге выступило ООО «Уральское управление строительной экспертизы».
1 ноября 2013 года Президент РФ подписал приказ о создании профильного министерства строительства и ЖКХ РФ. Представители профессионального сообщества очень надеются, что теперь в новом министерстве будут реализовываться их планы внесения изменений в Градостроительный Кодекс РФ, корректировки в постановления правительства РФ. А также, министерство будет способствовать переходу института экспертизы нормального уровня ответственности на обязательное саморегулирование в перспективе ближайших 3-5 лет с последующим государственным надзором.
НОЭКС давно уже обсуждает вопрос о создании саморегулируемой организации в сфере экспертизы проектной документации, но эта идея пока так и не воплощена в жизнь. Это связано с тем, что есть и сторонники, и противники негосударственной экспертизы, но это некое непонимание проблемы в целом. И чтобы уйти от этого непонимания надо более четко изложить ряд законодательных статей, прописать ответственность организаций негосударственной экспертизы, считая при этом основными критериями размер уставного фонда и наличие дополнительной имущественной ответственности экспертов и организаций НГЭ. Руководители НОЭКС полагают, что Министерство строительства и ЖКХ РФ может создать рабочую группу, посвященную этим вопросам, или перевести ту рабочую группу, которая была создана при Министерстве Регионального развития РФ.
Роман Максаков, исполнительный директор НОЭКС: «Я считаю, что институт негосударственной экспертизы должен быть. Недавно НОЭКС провел анкетирование, на участие в котором откликнулись 83 организации из 188. С помощью полученных данных можно опровергнуть возникающие на рынке строительной экспертизы заблуждения. Например, существует мнение, что негосударственная экспертиза всегда выдает только положительные заключения. Это не так. Негосударственная экспертиза, связанная договором с застройщиком, заинтересована выдать качественный проект, соответствующий всем нормам. У них нет цели, просто сказать нет. Застройщик ждет некой помощи, чтобы проект был доработан, и в результате была выпущена качественная проектная документация. Выдать отрицательное заключение – проще всего. Сказать, что проект не соответствует требованиям – очень легко, доработать сложнее. К сожалению, отрицательные заключения постоянно выдает госэкспертиза на федеральном уровне. Почему? Наверное, реальное объяснение – сроки. Застройщики добились уменьшения срока рассмотрения экспертизы с 90 до 60 дней. Быстрее – не значит качественнее, из-за того, что государственная экспертиза не успевает по срокам, она вынуждена более формально относиться к своей работе».
По данным НОЭКС в негосударственной экспертизе выпускается порядка 8% - отрицательных заключений, но это ситуации из ряда вон, когда проектировщик просто не хочет работать. На федеральном государственном уровне статистика порядка 24%. Но статистика – неточная вещь, потому что в один год один проект может подаваться на экспертизу дважды и трижды, все это суммируется и говорится, что есть 2 отрицательных, и 1 положительное заключение, но проект-то один и тот же.
Помимо решаемых проблем в институте негосударственной экспертизы, таких как отсутствие стандартов деятельности для юридических лиц и профессионального стандарта для физических лиц, непрозрачность деятельности, возможность совмещения в одном лице контролирующей и исполнительной функции, есть однозначные преимущества. Это возможность выбора экспертных организаций на условиях конкуренции, равноправные отношения с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом, снижение административного давления на участников рынка, сокращение сроков прохождения экспертизы, возможность привлечения высококвалифицированных специалистов в систему экспертизы за счет отсутствия ограничений по оплате их труда. Участники полагают, что целесообразно продолжить развитие института негосударственной экспертизы, постоянно разрешая на законодательном уровне возникающие общие проблемы.
По мнению участников НОЭКС будущее отрасли зависит от взаимодействия государственной и негосударственных экспертиз в решении общих проблем. Не стоит искать в друг друге врагов, как происходит в ряде субъектов – Краснодарском крае, Московской области, Москве, Санкт-Петербурге. Например, нужно серьезно отнестись к вопросу ответственности и возмещения убытков в случае пропуска экспертами ошибок проектировщиков, как произошло недавно в Краснодаре при обрушении бассейна при тестовом запуске. По мнению руководства НОЭКС, саморегулируемая организация, объединяющая государственную и негосударственные экспертизы вполне сможет найти современное и цивилизованное решение этого вопроса.