17 июня 2009 года в Новосибирске состоялась Третья межрегиональная конференция «Вопросы практического применения технического регламента «О требованиях пожарной безопасности».
Конференция стала продолжением серии мероприятий, проводимых Российским союзом промышленников и предпринимателей и МЧС России при поддержке Комитета по промышленности и предпринимательству ВПП «Единая Россия», Общественной палаты РФ и Консорциума «Кодекс». Две предыдущих конференции прошли в апреле и мае в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге и вызвали серьезный интерес, как у представителей надзорных органов, так и у бизнес-сообщества. В совокупности в трех конференциях приняли участие почти 2000 сотрудников органов государственной власти, предприятий и организаций Уральского, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов.
Напомним, что с 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». С одной стороны он повышает ответственность собственника за противопожарное состояние объекта, с другой – позволяет ему самостоятельно выбирать способ противопожарной защиты. Почти два месяца применения технического регламента показали, что существуют сложности в трактовке конкретных его положений. Много вопросов вызывают, в частности, применение требований документа к реконструируемым и новым объектам, порядок декларирования пожарной безопасности, процедура проведения независимой пожарной экспертизы и т.д. Именно этим вопросам и были посвящены выступления большинства докладчиков.
Так, руководитель Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрий Дешевых посвятил выступление подробному анализу наиболее важных изменений в нормативной базе обеспечения пожарной безопасности. «Цель разработки данного технического регламента, если говорить просто: навести порядок в обилии документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности. Потому что, во-первых, избыточные или устаревшие нормы препятствуют внедрению современных технологий, во-вторых, дублирование и противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников контрольных органов», — сказал А.Дешевых. Он рассказал о задачах и методиках определения пожарного риска, а также о сути процедуры декларирования пожарной безопасности. «Все это сделано, для того чтобы снизить административную нагрузку на предпринимателей, освободить сотрудников органов пожарного надзора от контроля за малозначимыми объектами, а также для обеспечения прозрачности осуществления госпожнадзора».
О мероприятиях по реализации положений технического регламента «О пожарной безопасности», реализуемых в Сибирском федеральном округе, рассказал ВрИО начальника управления государственного пожарного надзора Сибирского регионального центра МЧС России Сергей Панков. По его словам, основное внимание уделяется приведению норм местного законодательства в соответствие с требованиями ФЗ-123, а также решению вопросов развития необходимой для соблюдения требований закона инфраструктуры. Так, для соблюдения нормы по оперативности прибытия пожарной бригады на объект возгорания в этом году планируется создание 112 новых пожарных подразделений.
Многие докладчики обращали внимание на то, что обеспечить полноценную реализацию положений технического регламента можно только при скоординированности действий государства, бизнеса и общественных организаций. Заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов заметил, что ФЗ-123, благодаря профессионализму разработчиков и активному участию бизнеса в обсуждении проекта документа, сегодня является практически единственным из реально действующих технических регламентов. Остальные либо требуют внесения изменений сразу после их утверждения, либо не имеют конкретного плана внедрения в жизнь. «Поэтому еще раз призываю всех читать технические регламенты и высказывать свои замечания на этапе публичного обсуждения их проектов. Консорциум «Кодекс» в сотрудничестве с РСПП создал единую бесплатную базу данных «Реформа технического регулирования». В нее включаются все проекты технических документов. Не поленитесь. Посмотрите, какие документы могут повлиять на вашу деятельность, почитайте их проекты и выскажите свои замечания. Опыт ФЗ-123 показывает, что в сотрудничестве бизнеса и власти можно реально устранить многие из недоработок».
О проблеме взаимодействия бизнеса и власти в процессе реформирования системы технического регулирования говорили также зам. директора ВНИИНМАШ Геннадий Грозовский, президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области Константин Боков, генеральный директор Института развития промышленности Антон Зубихин зам. начальника Сибирского таможенного управления Лариса Обыскалова и официальный представитель Консорциума «Кодекс» Наталья Прем.
Наталья Прем отметила, в частности, что проблема сотрудничества власти и бизнеса во многом основана на нехватке информации о законодательных инициативах и ограниченном доступе представителей регионов в информации в области технического регулирования. Решить эту проблему, по ее словам, позволило создание Информационной сети «Техэксперт», выполняющей функцию информационного обеспечения реформы технического регулирования. «В региональных центрах сети, расположенных в 140 городах России, можно получить не только все проекты документов в области технического регулирования, но и консультации и рекомендации по применению уже действующих документов».