Электронная информационная система «Открытое ЖКХ», разработанная по заказу правительства Свердловской области, была высоко оценена IT-профессионалами.
Всероссийский форум «Электронное правительство — современный механизм управления регионом» (ИНФОТЕХ-2013), прошедший в Тюмени в сентябре, уже не первый год является заметной площадкой обмена опытом федеральных и региональных IT-проектов для распространения наиболее успешных практик по развитию систем электронного правительства в органах государственной власти и местного самоуправления.
Именно здесь состоялась презентация Региональной информационно-аналитической системы «Открытое ЖКХ», разработанной в Свердловской области по заказу регионального Министерства энергетики и ЖКХ.
Свердловскую область на форуме «ИНФОТЕХ-2013» представляли компании «Биллинг Онлайн» и «ПРОТЭК» известные своим успешным проектом по созданию действующей уже десять лет Единой дежурно-диспетчерской системы ЖКХ Екатеринбурга.
Опыт показывает, что в ситуации, когда ЖКХ вызывает столько вопросов и недовольства населения, а управляющие компании и ресурсоснабжающие организации перекладывают друг на друга ответственность, тарифы при этом продолжают расти, сохраняется аварийность, недостаточны инвестиции и ремонты, единственный путь – сделать всю систему взаимоотношений в ЖКХ прозрачной и понятной для тех, кто принимает решения, то есть для органов власти. Это означает, необходимо собрать достоверную первичную информацию – об объемах поставок электричества, тепла и воды, о зданиях-потребителях, об объектах коммунальной инфраструктуры (например, котельных). Качественная база данных и возможности для анализа информации уже позволяют выявить потенциал экономии и навести порядок в сфере ЖКХ. Появление в Свердловской области такой системы однозначно свидетельствует о серьезных намерениях Губернатора и Правительства области в этом направлении.
Однако такая система выгодна не только областному правительству. Муниципалитет получает мощный и гибкий инструмент электронной паспортизации всего муниципального коммунального хозяйства, серьезное подспорье в разработке схем теплоснабжения, обосновании тарифов и правомерности решений в сфере ЖКХ.
Управляющие компании он-лайн контролируют энергопотоки и их оплату как с поставщиками ресурсов, так и с конечными потребителями; упрощают процессы отчетности и раскрытия информации, эффективнее ведут претензионную работу.
Учреждения социальной сферы систематизируют данные энергообследований, формируют программы энергосбережения и отслеживают реализацию и эффект мероприятий, одним нажатием формируют отчеты.
Крупные потребители, например, промышленность, офисные здания, торговые объекты, получают инструмент экономико-энергетического анализа – важное подспорье для энергоменеджмента.
При этом все стороны – поставщики, потребители, управляющие, контролирующие и регулирующие органы – могут отслеживать соблюдение договорных параметров в части качества, количества поставляемых ресурсов, их оплаты.
Свердловчане представили новый подход, соединяющий в себе не только ноу-хау в программном обеспечении, но и информационное и правовое обеспечение. Предлагается масса сопутствующих сервисов, таких как личный кабинет абонента, стандартизированная отчетность, планирование ремонтов и мониторинг выполнения обязательств, подготовка к зиме и так далее, всего более 50 стандартизованных сервисов, направленных на исполнение требований законодательства и управления издержками.
Собравшиеся на форуме в Тюмени IT-специалисты, не понаслышке знающие о других подобных проектах – в Казани, Москве и других городах – высоко оценили результат труда Свердловской области. Этот вывод подтверждается и «полевыми испытаниями»: такая электронная система уже несколько лет работает в жилищно-коммунальной сфере Екатеринбурга. За это время благодаря наличию полной и достоверной информации, организации процессов, планированию и согласованию в рамках единой системы удалось снизить ущерб от пожаров на 15%, сократить сроки устранения аварий на коммунальных сетях до 30%, на 20% снизить сроки аварийных ограничений снабжения потребителями водой, электричеством и теплом, на 15% снизить затраты на капремонт сетей, на 5-7% сократить потребление энергоресурсов бюджетными учреждениями.
Внедрение подобной системы делает ситуацию в сфере ЖКХ города, а в скором будущем, надо надеяться, и области – не просто прозрачной, но управляемой.