Когда мы задаемся вопросом о том, как принципы бережливого производства применяются и реализуются во внепроизводственной сфере, на ум сразу же приходит ПСС – Производственная Система Сбербанка. Да, именно Сбербанк России является одним из пионеров, продемонстрировавших возможность использования принципов Лин за пределами автопрома. Тем более значимым было проведение тренинга-практикума «Система непрерывных улучшений. Лин в офисе» в стенах Уральского отделения Банка.
С 27 по 30 августа 2013 года в Екатеринбурге участники обучения рассматривали особенности реализации Лин-преобразований в офисных процессах, в том числе и в сфере банковской деятельности. Тренинг затронул так же тему развертывания системы непрерывных улучшений (Кайдзен) на различных этапах развития производственной системы компании.
В обучении приняли участие представители промышленного сектора, нефтехимии и банковской сферы: ООО «Модулор-Дизайн», ЗАО «Объединенные учетные системы», ООО «Синтекс-2», ООО «Стартпром», ОАО «Стройдормаш», ООО «Татбурнефть УК», ОАО «Татфондбанк банк АИК», ООО «ЭКО-ИНВЕСТ КБ» и, конечно же, представители принимающей стороны: руководители и специалисты ПСС и их коллега из Казахстана.
За четыре дня обучения участники рассмотрели вопросы, связанные с проектированием и развертыванием системы Кайдзен на предприятии. Те участники, которые самостоятельно проделали огромную работу в данном направлении поделились опытом, достижениями и сложностями, которые возникли на их пути. При этом в ходе обсуждения участники сформулировали типовые ошибки, поджидающие компанию на пути реализации проекта по системе Кайдзен. Достаточно пристальное внимание было уделено подходам мотивации на каждом из этапов развертывания системы. В конечном итоге все согласились, что системность в подходе, опора на развитие сотрудников, создание атмосферы доверия и уважения обеспечивают вовлеченность всего персонала компании в улучшение процессов.
Второй блок обучения рассматривал вопросы, связанные с организацией командной работы в компании, принципами проектного управления. Без этих двух аспектов развитие производственной системы любой компании будет протекать крайне медленно и неэффективно. Это связано с тем, что команда является основной движущей силой в процессе выявления резервов роста компании и реализации действий по их использованию. Проектное же управление обеспечивает системный подход в реализации всех действий, направленных на повышение операционной эффективности. Не имеет значение, какой мировой стандарт используется, будь то стандарты PMI или IPMA, или вообще P2M, самое важное обеспечить в компании вдумчивый и регламентированный подход к организации проектной деятельности.
В качестве практики анализа бизнес-процессов, завершая обучение, участники смогли изучить, построив карты потока, и предложить улучшения по реальным процессам, реализуемым в деятельности Сбербанка. При этом сотрудники банка, выступившие в качестве экспертов, отметили ценность ряда предложений, которые будут направлены в дальнейшую проработку.
В целом, участники, не смотря на различия в уровне подготовки и сферу деятельности, получили ответы на большинство своих вопросов, обменялись опытом, установили новые контакты. Ну а в качестве бонуса, каждый обучаемый реализовал уникальную возможность – посетил в рамках мини кайдзен-тура офис ГК «Оргпром». Такая экскурсия стала неожиданным, но приятным и полезным штрихом, который натолкнул на новые размышления и придал обучению некую завершенность.