Каждый, кто занимается торговлей, рано или поздно сталкивается с проблемой сверхнормативных остатков, которые принято называть неликвидами. Проблема интересная и возникает всегда и везде. Фактически наличие неликвидов – это нормальное явление в любой хозяйственной практике. Борьба с ними входит в список должностных обязанностей любого заведующего складом. Какой метод наиболее эффективен? Рассмотрим далее.
В учебниках по складскому хозяйству сказано, что одним из самых эффективных средств борьбы с неликвидами является уценка. Безусловно, лучше вернуть в оборот часть средств, потраченных на производство продукции, чем ничего и нести складские издержки. Чем быстрее покупатель детской обуви оптом избавится от сверхнормативных остатков, тем эффективнее становится его бизнес.
Примером является уральский дистрибьютор «Мила» - обувь оптом». Компания умеет вовремя определять, когда товар переходит в стадию неликвида, и активно использует инструмент уценка. Опт есть концентрированное выражение розницы. Информация о появлении неликвидных позиций в этом звене появляется намного раньше, чем в розничном. «Всех наших партнеров мы извещаем об уценках при помощи SMS, электронной почты и уведомлений. Они с опережением получают ценнейшую информацию о моделях для реализации которых необходимо принять дополнительные меры. Мы называем это нормальными партнерскими отношениями, при которых одно звено помогает партнерам выявить и ликвидировать залежавшуюся продукцию. Основная масса наших покупателей понимают преимущества такого вида сотрудничества, но есть и те, кто, получив извещение, предъявляют претензии с требованием уценить ранее приобретенные модели. Мотивация следующая: мы еще не успели продать эти позиции. Действительно, такая практика имеется и переоценку производят, но только для обуви, купленной не позднее, чем за две недели до уценки», - комментирует управляющий «Мила» - обувь оптом» Александр Бородин.
Добавим, что при принятии решений покупатель всегда действует на свой страх и риск. Если по какой либо причине у него скопились неликвиды, то он не имеет никаких оснований требовать от поставщика переоценки своей же собственности. Подобного рода требование – это попытка переложить все риски на поставщика, сделать свой бизнес безрисковым, что в принципе противоречит природе предпринимательства. Складывается парадоксальная ситуация, оптовик вместо получения благодарности за раннее предупреждение о наличии неликвидов на складах своего контрагента, получает в ответ негатив, связанный с отказом переоценить ранее проданный им товар. Мало кто расценивает данный сигнал как возможность успеть уценить и продать мало востребованную обувь пока спрос на рынке не утих совсем. Чаще такие известия воспринимаются с расстройством, что купил раньше и дороже.
Эксперты отмечают, что еще одну причину такого поведения предпринимателей – это непонимание как можно продавать товар по закупочной цене, так как смысл приобретения в такой ситуации якобы теряется. О сбыте обуви по цене ниже закупочной, никто даже слышать не хочет и хранит неликвиды годами. На самом деле смысл продажи по закупочной цене и ниже ее уровня есть. Ведь бизнес – это круговорот: товар – деньги – товар. Элементарное признание предпринимателем ошибки в закупе сверхнормативного количества товара и быстрое принятие решения по его скорейшему сбыту возвращает в оборот определенную долю средств, на которые можно приобрести актуальную и востребованную детскую обувь оптом.