Точная классификация обуви по ее признакам является одним из ключевых элементов эффективной торговли. Наличие у каждого из продавцов собственных критериев, которыми можно описать товар, делает процесс взаимодействия с партнерами похожим на строительство вавилонской башни. Подтверждением тому стала недавняя дискуссия представителей обувного сообщества на форуме «МНПО». Удалось ли прийти участникам к общему мнению? Рассмотрим далее.
Инициатором темы «Классификация обуви» на известном форуме обувщиков «МНПО» стал представитель уральского дистрибьютора «Мила» - обувь оптом». Основная причина, которая побудила компанию публично обсудить данный вопрос - отсутствие взаимопонимания между различными звеньями товаропроводящей цепи, особенно в технических моментах. Оказалось, что каждый участник сообщества имеет в голове свой внутренний простейший классификатор, состоящий из элементарных свойств типа «Сезон» (весна/осень, лето/зима), «Вид обуви» (ботинки, полуботинки, туфли и прочие) и «Торговая марка». Применение большего количества характеристик не требуется, так им подсказывает личная практика торговли детской обувью. Для выполнения элементарного анализа перечисленных выше свойств вполне достаточно. Однако даже в рамках подобных простейших классификаторов очень часто возникают различные толкования по причине отсутствия четкого понятия о видах обуви. То, что одни называют туфлями, другие могут классифицировать как обычные полуботинки. Нет также и единого авторитетного и однозначного определения этих свойств и других, которых в реальности намного больше.
Обувное сообщество высказывается как за, так и против стандартизации классификаторов.
*Оля* (02 Март 2013 – 22:52): «По ГОСТу это сандалет... но слово абсолютно устаревшее и не используемое покупателями, поэтому заводить отдельно вид для себя и для покупателей - двойная ненужная работа... Работа успешна, если мы работаем для покупателя... выводы соответствующие...»
Поддержали инициативу «Милы» администрация «МНПО» и представитель обувной фабрики «Работекс».
mnpo (04 Март – 19:27): Необходимы стандарты для обмена информацией между организациями, это сократит издержки на обработку информации и даст возможность для более точного анализа. – отмечает администрация МНПО
rabotex (04 Март – 21:21): «А я думаю, что вопрос классификации в ближайшее время встанет очень остро. Причем заинтересованных сторон в обшей классификации будет великое множество ... от таможни и технадзора до конечного покупателя».
В качестве эталона для создания общепринятого классификатора обуви «Мила» предложила использовать ГОСТ 23251-83 «Обувь. Термины и определения». В результате конструктивной беседы сторонам удалось достигнуть взаимопонимания. Стало ясно, что основу классификатора все же должен составлять упомянутый выше ГОСТ, потому что практически все его разделы одновременно являются теми или иными свойствами обуви, а также имеют четкие определения. Их очень легко отразить в фасетном и иерархичном классификаторе. Если же пользователям не достаточно определений ГОСТа, есть желание отразить современные реалии, то можно прибегнуть к помощи словарей, либо дать собственные формулировки, в случае неспособности авторитетных источников трактовать понятие. Это подчеркивает с одной стороны однозначность классификатора, а с другой - его гибкость.
Для чего это необходимо? Расширенный и стандартизированный классификатор можно использовать для детального анализа закупа, продаж, складских запасов, заявок и прочих рабочих моментов. Так работает классификатор «Милы», который целиком базируется на ГОСТе. Производитель «Работекс» дополнительно предлагает закодировать полученные свойства и расширить список применимости классификации. Аналогичным образом поступает фабрика «Егорьевск-Обувь», шифруя в штрих кодах различные свойства детской обуви ТМ «Котофей». Выполнение данных действий необходимо, в первую очередь тем, кто автоматизируется, остальные пока считают, что им это не нужно. «Мы рады, встрече единомышленников в данном вопросе. Для этого и необходимы профессиональные сообщества. Сегодня о проблеме классификации заговорила «Мила» и нашла поддержку со стороны нескольких участников беседы. И мы не унываем, зная, что нас мало, но это пока. Уверены, что в будущем нас будет становиться все больше и больше», - прокомментировал управляющий «Мила» - обувь оптом» Александр Бородин.