Несмотря на наше глубокое убеждение, что заниматься ремонтом автомобиля должны квалифицированные специалисты, кое-какие экстренные меры в дороге Вы сможете предпринять самостоятельно.
Чаще всего проблемы с генератором возникают на автомобилях со средним и большим пробегом. Как правило, автовладельцы рассказывают о такой ситуации – до остановки машина прекрасно работала, и вдруг не завелась. Стартер прокрутил пару раз и замолчал.
Как определить, что поломка именно в генераторе:
Источником информации о состоянии энергосистемы в современных автомобилях служит контрольный индикатор заряда аккумуляторной батареи. Индикатор, как правило, расположен на приборной панели автомобиля.
1.При исправной энергосистеме индикатор загорается одновременно с другими лампочками во время включения зажигания, и гаснет после запуска двигателя. Если индикатор ведет себя иначе - это сигнал того, что система электропитания неисправна.
2. Также при поломке генератора часто обнуляются электроприборы - часы, настройки магнитолы и т.п.
Кроме этого признаками неисправности является неустойчивое напряжение – то есть, то нет, периодический визг из-под капота и запах горелых проводов.
3. Если в вашей машине установлена «таблетка» (вынесенное реле зарядки) диагноз можно конкретизировать: попробуйте во время работы двигателя выдернуть два подходящих к реле провода и перемкнуть их между собой. Если в этот момент ничего не происходит, скорее всего, генератор точно сломан. Выявить проблему можно и на заглушенном двигателе - подергайте вверх-вниз шкив генератора, если ощущается люфт - проблема с генератором определенно есть.
Как определить, что именно сломалось в генераторе:
1. Самое простое - проверить предохранитель. Предохранитель находится в обмотке возбуждения генератора. Иногда всего лишь достаточно пошевелить предохранитель. Страшного ничего не случится, в лучшем случае - Вы самостоятельно справитесь с поломкой.
2. Следующие детали, которые необходимо проверить - щетки и контактные кольца. Неисправности щеточного узла генератора часто становятся причиной отсутствия электричества в автомобиле . Во время работы генератора щетки скользят по токосъёмным кольцам ротора.
При этом щетки изнашиваются, образуется графитовая пыль, которая постепенно забивает зазоры в держателях. Щетки заклинивает, они зависают. Возникает искрение на кольцах. Генератор перестает выдавать ток.
Чтобы устранить эту поломку Вам следует почистить или заменить щеточный узел. Сделать это достаточно просто - необходимо отвернуть винт крепления и вынуть щеткодержатель из гнезда.
Важно помнить, щетки и щеткодержатель при снятии задней крышки могут быть повреждены. Перед тем, как снять щеточный узел, вам следует сначала извлечь кожух, который защищает щеткодержатель.
Чаще всего встречается, что щеткодержатель с щетками и генератор напряжения выполнены в одном блоке. В этом случае, чтобы извлечь щеточный узел, необходимо открутить винты крепления, и снять его с задней крышки.
3. Если замкнула и перегорела обмотка, Вам вряд ли Вам удастся что-либо сделать самостоятельно. В этой ситуации мы бы рекомендовали продолжить путь на аккумуляторе до ближайшей станции техобслуживания.
4. Продолжить поездку на аккумуляторе можно и в случае, если износились и рассыпались подшипники, а под рукой нет запасных, если причиной поломки стал разрыв приводного ремня или другие неустранимые подручными средствами поломки.
Если починить генератор нет возможности
В светлое время суток при хорошем состоянии аккумуляторной батареи вы вполне сможете проехать несколько сот километров с неработающим генератором. Исправная аккумуляторная батарея обеспечит работу энергосистемы автомобиля без зарядки примерно в течение пяти - десяти часов.
Однако продолжая движение на аккумуляторе, следует помнить, что каждый включенный электроприбор в автомобиле сокращает пробег, отбирая часть остаточной емкости АКБ. Поэтому придется отказаться от включения системы вентиляции салона, аудиосистемы и других менее важных электроприборов. Днем при хорошей видимости можно выключить фары ближнего света.
Выбирая скоростной режим движения, следует знать, что увеличение количества оборотов коленвала сопровождается повышением потребления энергии. Не следует выключать зажигание на спусках и у светофоров, если после этого придется пользоваться стартером — для него потребуется больше энергии, чем удастся сэкономить за время остановки двигателя.
Кстати, если в дальней дороге генератор откажет на одной из машин, движущихся в общей группе, подзаряжать ее батарею можно на других автомобилях, переставляя аккумуляторы с машины на машину.
К сожалению, движение с неработающим генератором исключено на автомобилях последних поколений, в бортовом компьютере которых предусмотрена защита аккумулятора от глубокого разряда.
В любом случае будьте внимательны, вовремя проходите техническое обслуживание вашего автомобиля и путешествуйте с удовольствием.