ООО “Фирма ИнформСистем” разработала и выпустила Инновационную Самонастраиваемую MES-Систему «MES-T2 2012» v.6.400.19 для реализации беззатратной технологии экономии топлива и для увеличения энергоэффективности тепловых электростанций при интеллектуальной автоматизации расчётов ТЭП в реальном времени, и которая предназначена для формирования Инновационной Модели любой электростанции.
Инновационная Модель функционирования тепловой электростанции упрощённо выглядит следующим образом:
Топливо Факт >> Пар >> Электроэнергия >> Топливо Норма
В данном случае, инновационность заключается в том, что в реальном времени с интервалом не более получаса рассчитывается нормативное топливо, которое сравнивается с фактическим. Этого никогда не было, и в настоящее время нет ни на одной тепловой электростанции в России. Фактический расход топлива на каждом временном интервале всегда больше или равен нормативному расходу. Задача функционирования этой Инновационной Модели заключается в том, чтобы на каждом временном интервале фактический расход топлива был близок к нормативному. В этом случае будет достигнут самый оптимальный вариант получения максимальной прибыли Генерирующими компаниями за счёт большой экономии топлива.
Здесь решение вопроса оптимизации загрузки оборудования только несколько расширяет возможности этой Модели, но никак её не подменяет. В настоящее время на тепловых электростанциях наблюдается устойчивая следующая ситуация. В дневные часы при максимальной загрузке оборудования фактический расход топлива близок к нормативному, а в ночные часы при пониженной загрузке фактический расход превышает нормативный более чем на 30%. Таким образом, в ночные часы энергетическая эффективность электростанций резко падает.
Нам говорят, что это происходит из-за 10 тонных котлов. Но есть же простое понятие – управление с опережением, т.е. учитывая большую инерционность энергетических котлов, необходимо снижать их загрузку несколько раньше, чем упадёт потребность в электроэнергии. Всё это можно легко сделать только с помощью MES-Системы.
Математическая Модель электростанции представляет собой полные расчёты фактических и нормативных технико-экономических показателей (ТЭП), результатом которой являются оперативные получасовые расчёты нормативного расхода топлива. В этом случае процесс управления электростанцией выглядит следующим образом. В конце каждого получаса известен фактический расход топлива и нормативный. Дальнейшее управление при превышении фактического расхода над нормативным направлено на устранение этого расхождения при выполнении графика поставки электроэнергии и тепла. Но таким же образом этот анализ можно производить и с интервалом в одну минуту. Тогда задержка управляющего воздействия будет минимальной.
Всё это быстро реализует легко адаптивная и высокоскоростная MES-Система, которая содержит большой набор аналитических, оптимизационных и интеллектуальных удобных инструментов.
Нас часто спрашивают, что, мол, какая Модель у вас реализована? Но само понятие “Модель” – очень широкое, т.е. от физического конструирования до математического формулирования. Поэтому данный вопрос просто безграмотен и попахивает напыщенным академизмом, в основе которого – пустота. В данном случае наш ответ прост – у нас вообще нет никакой Модели. Но на другом конце провода сразу же ощущается недоумение с помешательством. Как же можно автоматизировать расчёты ТЭП электростанции, не имея Модели? И все наши дальнейшие рассуждения по поводу Самонастраиваемой MES-Системы вообще тонут в пучине дремучего непонимания элементарных посылов в отношении текстового описания Проектов технологических задач.
Многие, естественно, сурово и с огромным негодованием возмущаются, что, мол, зачем изобретать велосипед, когда на всех электростанциях давно есть АРМ ПТО, который великолепно рассчитывает ТЭП. И, в данном случае, совсем неважно, что эти месячные расчёты нормативных ТЭП в корне методологически не верны. И не верны они по причине криволинейности множества нормативных графиков. И совсем неважно, что эти месячные расчёты ТЭП легко и повсеместно подгоняются, чтобы нормативный расход топлива был равен фактическому расходу. И совсем неважно, что этот АРМ ПТО не приносит совсем никакой ПРИБЫЛИ Генерирующим компаниям, а только вводит в заблуждение тем, что предоставляет искаженную картину о мнимом благополучии электростанции.
Но ведь всегда лучше горькая, но правда! И разве плохо, если эксплуатационный персонал в реальном времени будет иметь сравнительную текущую информацию о фактическом и нормативном расходе топлива, чтобы с открытыми глазами не транжирить его бесхозяйственно?
В современных же рыночных условиях для Генерирующих компаний данная Инновационная Модель функционирования электростанций является лучшим выходом, чтобы быстро поправить своё финансовое состояние без каких-либо капитальных затрат.